• Мерки для построения выкройки платья, юбки или брюк нужно снимать по белью. Наденьте на примерку то бельё, с которым собираетесь носить изделие. Это важно, так как разная форма , например, может изменить высоту и обхват груди.
  • Все измерения проводятся по наиболее развитой части туловища. У правшей мерки снимают по правой стороне, у левшей - по левой.
  • При снятии мерок нужно стоять прямо, без напряжения, в привычном для тела положении. Качественно снять мерки с самого себя довольно сложно. При изменении положения тела меняются и его размеры. Возможный выход из ситуации: возьмите изделие, которое очень хорошо на вас сидит, и снимите мерки с него.
  • Обозначьте естественный уровень талии резинкой или тонким шнуром - это упростит задачу.
  • Поскольку человеческое тело симметрично, обычно выкройка строится только до середины фигуры. Для удобства работы часть измерений записывается в половинном размере. К этим меркам относится полуобхват шеи, груди, талии и бёдер, ширина спины, ширина и центр груди. Остальные размеры записываются и используются полностью.
  • В разных странах системы построения выкроек и способы снятия мерок немного различаются. А в зависимости от школы могут разниться названия мерок и в рамках одной страны. Если вы не уверены, о каком размере идёт речь, читайте описание. Так вы сможете быстро найти соответствие.

Основные измерения фигуры

Мерки для плечевого изделия

Эти мерки понадобятся, если вы хотите сшить платье, блузу, жакет, пальто.

Мерки 1–10 записываются и используются в половинном размере, остальные - целиком.

  1. Полуобхват шеи - измеряется по основанию шеи. Ленту нужно сомкнуть в яремной впадине.
  2. Полуобхват груди первый - лента проходит сзади горизонтально по выступающим точкам лопаток, спереди - над грудью.
  3. Полуобхват груди второй - сзади мерная лента идёт как в предыдущем варианте, спереди проходит по наиболее выступающим точкам груди. Первый и второй полуобхваты груди лучше снимать друг за другом, не меняя положения ленты на спине. Сохраняйте естественную осанку, руки опустите вниз, но не зажимайте ленту в подмышечных впадинах.
  4. Полуобхват груди третий - лента проходит вокруг туловища строго горизонтально, спереди - по наиболее выступающим точкам груди, сзади - сохраняя горизонталь. Эта мерка соответствует размеру массового производства, который вам подходит.
  5. Полуобхват талии - измеряется по вспомогательной ленте или резинке, расположенной в самой узкой части фигуры. Не пытайтесь создать талию самостоятельно за счёт затягивания шнура. Вы красивы, независимо от размера, а правильная цифра поможет изделию хорошо сесть по фигуре.
  6. Полуобхват бёдер - лента идёт горизонтально вокруг фигуры, сзади - по наиболее выступающим точкам ягодиц, спереди - учитывая выступ живота.
  7. Ширина груди первая - измеряется по горизонтали между передними углами подмышечных впадин, над грудью.
  8. Ширина груди вторая - мерная лента накладывается горизонтально между передними углами подмышечных впадин через наиболее выступающие точки грудных желёз.
  9. Центр груди - измеряется между наиболее выступающими точками груди. Этот размер, как и полуобхват груди, меняется в зависимости от формы и плотности бюстгальтера, который вы носите.
  10. Ширина спины - измеряется по лопаткам между задними углами подмышечных впадин.
  11. Длина талии переда - измеряется от высшей точки предполагаемого плечевого шва у основания шеи до линии талии спереди. Лента кладётся вертикально по фигуре. Чтобы найти высшую точку плечевого шва, наденьте тонкую трикотажную майку. Там, где плечевой шов упирается в горловину, находится нужная точка. Её можно найти перед началом измерений, отметить мелком, а майку снять.
  12. Высота груди - расстояние от высшей точки плечевого шва до наиболее выступающей точки груди.
  13. Длина талии спинки первая - измеряется от седьмого шейного позвонка до линии талии. Если вы пощупаете основание шеи сзади, то найдёте выступающий позвонок. Он вам и нужен.
  14. Длина талии спинки вторая - измеряется от высшей точки предполагаемого плечевого шва у основания шеи до линии талии сзади. Лента располагается вертикально, повторяя изгибы фигуры.
  15. Высота проймы сзади - расстояние от высшей точки плечевого шва до мнимой горизонтальной линии, проведённой из заднего угла подмышечной впадины.
  16. Высота плеча косая - измеряется от конечной точки плеча до точки пересечения позвоночника с линией талии. Конечную точку плеча можно найти с помощью тонкой трикотажной майки с рукавом. Место, в котором плечевой шов входит в шов притачивания рукава, - нужная нам точка. Поскольку талию вы обозначили резинкой или лентой, найти пересечение линии талии и позвоночника должно быть легко.
  17. Ширина плеча - расстояние от высшей точки плечевого шва у основания шеи до конечной плечевой точки.
  18. Длина рукава - измеряется от конечной плечевой точки до желаемой длины. Рука должна быть в естественном положении, слегка согнута в локте.
  19. Обхват плеча - лента проходит строго горизонтально в самом широком месте плеча.
  20. Обхват запястья - измеряется над кистью по выступающим косточкам.
  21. Длина изделия - измеряется от седьмого шейного позвонка до желаемой длины.

Мерки для юбки

Количество необходимых мерок для юбки зависит от её силуэта. Для юбки-солнца нужна только длина изделия и полуобхват талии. Чтобы сшить юбку-карандаш, нужно измерить ещё полуобхват бёдер. Длина юбки измеряется от линии талии по боковому шву до желаемого уровня.

Мерки для брюк

Кроме полуобхватов талии и бёдер, для построения брюк потребуется ещё несколько мерок.

  1. Высота сиденья - измеряется на сидящей фигуре от линии талии по боковому шву до стула. Для точных измерений поверхность для сидения должна быть твёрдой.
  2. Высота колена - измеряется стоя от линии талии по боковому шву до середины коленной чашечки.
  3. Ширина в колене - особенно важна для узких брюк. Лента располагается вокруг согнутого колена.
  4. Ширина брюк внизу - выбирается согласно модели. Если вы собираетесь шить узкие брюки, то ширина брюк по низу будет равна обхвату стопы через пятку.
  5. Длина брюк - измеряется стоя от линии талии по боковому шву до желаемой длины. В узких брюках длина берётся до косточки. В средних или широких - до середины каблука, с которым вы будете эти брюки носить.

При создании выкройки нужно помнить, что мерки, снятые с фигуры, не равны размерам деталей. При построении чертежей к меркам добавляется прибавка на свободу облегания. Это не постоянная величина. Она зависит от размера фигуры, свойств ткани, назначения и силуэта изделия, а также от моды.

Необходимо ли вам определить размер готовой одежды по таблице размеров или же вы просто хотите сшить что-нибудь для себя или кого-то еще, правильно снятые мерки – это залог идеальной посадки любой вещи по фигуре. Лучше всего снимать мерки специальной сантиметровой лентой, но если у вас нет ее под рукой, вы можете воспользоваться другими подручными средствами.

Шаги

Выбор средств измерения

    Поищите для снятия мерок что-нибудь гибкое. Постарайтесь найти у себя дома что-нибудь гибкое, что можно будет без труда обернуть вокруг вашего тела для снятия мерок.

    • Попробуйте воспользоваться доступными материалами, такими как пряжа, бечевка, обрезок ткани или провод.
    • Выбранный вами материал не должен представлять для вас большой ценности, так как вам придется нанести на него сантиметровую шкалу, разрезать или иным образом повредить, чтобы вам было удобнее снимать мерки.
  1. Найдите предмет с точно известной вам длиной. Поищите подручный предмет с прямым краем, точная длина которого вам известна. В зависимости от конкретного предмета, вы можете либо использовать его в качестве инструмента для снятия мерок, либо измерить с его помощью другой материал, например, бечевку.

    Нанесите на выбранный материал для измерений шкалу с сантиметровыми метками. Если вы не знаете точной длины предмета, выбранного вместо сантиметровой ленты, возьмите линейку и нанесите на него сантиметровую шкалу.

    Для снятия мерок приложите импровизированную сантиметровую ленту к телу. Приложите подготовленный измерительный материал к той части тела, которую собираетесь измерить, чтобы определить ее длину, исходя из нанесенных на материал сантиметровых меток или из знания его точных размеров.

    • Если используемый материал слишком короткий, чтобы измерить необходимую длину, максимально точно приложите палец в том месте, где кончается материал, и приложите его (материал) к данной точке заново, чтобы продолжить измерения. Делайте так столько раз, сколько понадобится для выполнения полного замера.
    • Если вы хотите сначала узнать длину какой-либо части тела и только потом измерить ее в сантиметрах, приложите измерительный материал к этой части тела и отметьте на нем пальцами то место (или, если вы используете бечевку, даже отрежьте материал в том месте), где кончается необходимая длина. Затем возьмите линейку или используйте ориентировочные размеры своей руки, чтобы узнать длину снятой мерки.
    • Обязательно запишите все полученные мерки и не забудьте подписать то, к чему относятся указанные вами числа.

    Снятие мерок для женской одежды

    1. Измерьте обхват груди. Чтобы определить свой обхват груди или обхват груди другой женщины, необходимо провести измерительный материал вокруг тела по лопаткам, под подмышками и по самой выступающей части груди.

      Определите обхват талии. Возьмите измерительный материал и определите обхват естественной талии – самого узкого места тела. Чтобы определить место расположения талии, взгляните в зеркало и обратите внимание на тот участок тела, который находится чуть выше пупка, но ниже грудной клетки.

      Измерьте обхват бедер. Чтобы определить обхват бедер, оберните измерительный материал вокруг самой широкой части бедер.

      • Обычно самая широкая точка бедер располагается на 20 см ниже естественной линии талии, однако этот параметр варьируется от человека к человеку. Вы можете снять несколько различных мерок, чтобы точно определить самую большую из них.
      • Если вы снимаете мерку с себя, обязательно проверьте через зеркало, чтобы измерительный материал проходил вокруг бедер и ягодиц строго горизонтально.
    2. Узнайте длину шагового шва. Чтобы определить длину шагового шва брюк, необходимо измерить расстояние по внутренней стороне ноги от промежности до щиколотки. Нога при этом должна оставаться прямой.

      Если необходимо, снимите дополнительные мерки. Используйте измерительный материал, чтобы снять любые другие мерки, которые указаны в таблице размеров готовой одежды или необходимы для подбора выкройки.

    Снятие мерок для мужской одежды

      Измерьте обхват шеи. Возьмите измерительный материал и измерьте обхват шеи у ее основания.

      Определите обхват груди. Чтобы измерить обхват груди, необходимо провести измерительный материал вокруг тела по лопаткам, под подмышками и по самой выступающей части груди.

Это воспользоваться определенной схемой ее изготовления. В шитье обязательно нужно правильно сниматься мерки. Чтобы пошить любую вещь, нужно уметь правильно снять мерки, чтобы в результате получилось изделие, которое будет безупречно сидеть на фигуре.

Снимать мерки лучше тогда, когда на вас одеты майка и колготки, позволяя сантиметровой ленте легко скользить по вашей фигуре, не перетягивая тело, но и не допуская свободное свисание ленты.

Нужно помнить, что есть основные измерения, а есть дополнительные. Основные измерения применяются для построения большинства основных выкроек, но иногда выкройки настолько замысловатые, что нужно еще несколько дополнительных измерений, о чем вы сможете узнать из описания к выкройке.

1. Обхват груди (ОГ)
Мерку снимаем по выступающим точкам груди вокруг фигуры.

2. Обхват талии (ОТ)
Измеряем по наиболее узкому месту в зоне талии вокруг тела.

3. Обхват бедер (ОБ)
Измеряем по наиболее выпуклым точкам ягодиц.
У некоторых женщин наблюдается «эффект голифе». В этом случае рекомендуется продублировать мерку. Для этого измеряем по выступающим линиям «голифе» объем чуть ниже измерения обхвата ягодиц.

4. Высота груди (ВГ) - это точки визуального перехода шеи в плечо к самой выступающей точке на груди.

5. Длина переда (ДТП) - это точка переда визуального перехода шеи в плечо к до талии через наиболее выступающую точку груди.

6. Длина изделия (ДИ) - измерение от талии до нужной вам длины в готовом изделии.

7. Длина спины (ДТС)
Находим седьмой шейный позвоночник и измеряем от этого места до линии талии, чтобы не ошибиться с местом на талии нужно повязать на линии талии шнурок.

8. Ширина спины (ШС)
Измеряем горизонтально ширину спины через центр лопаток по выпрямленной спине.

9. Ширина плеч (ШП)
Находим самые горизонтальные точки на плечах и измеряем ширину от одного плеча к другому.

10. Длина плеча (ДПл)
Измеряем от основания шеи до точки окончания плеча.

11. Длина рукава (ДР)
Измеряем от точки окончания плеча по согнутой в локте руке до запястья.
12. Обхват руки - верхняя часть (ОР)
Измеряем горизонтально обхват (ширину) руки - самую широкую верхнюю часть.

13.Обхват запястья (ОЗ)
Измеряем горизонтально обхват (ширину) руки в месте запястья.

14. Обхват шеи (ОШ)
Измеряем обхват вокруг основания шеи.

15. Длина ноги - внешняя сторона. Эту мерку еще называют длина шага (ДШ)
Измеряем по внешней стороне ноги мерку от талии до пола.

16.Длина ноги - внутренняя сторона
Измеряем от паха до пола по внутренней стороне ноги.
Разница между 15 и 16 мерками дает нам мерку высоту сидения (ВС ), которая пригодиться тем, кто решит пошить себе брюки или шорты.
Высоту сидения можно также измерить, для этого нужно сесть прямо и измерить от талии до поверхности на которой вы сидите значение. Если эти два показателя получились неодинаковыми, то возьмите среднее между ними для построения выкройки.

17. Высота бедра (ВБ)
Измеряем от линии талии до линии бедер по внешней стороне бедра.

Для расчета глубины проймы обычно используют формулу, но это измерение можно также измерить.
18. Глубина проймы (ГПр)
Нужно взять полосу бумаги и зажать ее под мышкой сзади, после чего можно измерить глубину проймы - это расстояние от 7-го шейного позвонка до зажатой вами полоски бумаги.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,

Обожаю всякие исторические анекдоты о науке и ученых (видимо при этом чувствую себя немножко умным) Вот такой например:

Сэр Эрнест Резерфорд, президент Королевской Академии и лауреат Нобелевской премии по физике, рассказывал следующую историю, служащую великолепным примером того, что не всегда просто дать единственно правильный ответ на вопрос.

Некоторое время назад коллега обратился ко мне за помощью. Он собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, в то время как этот студент утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба, преподаватель и студент согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра; выбор пал на меня.

Экзаменационный вопрос гласил: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра». Ответ студента был таким:«Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной веревке, а затем втянуть его обратно и измерить длину веревки, которая и покажет точную высоту здания».

Случай был и впрямь сложный, так как ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области.

Я предложил студенту попытаться ответить еще раз. Дав ему шесть минут на подготовку, я предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут он так и не написал ничего в экзаменационном листе. Я спросил его, сдается ли он, но он заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и он просто выбирает лучшее.

Заинтересовавшись, я попросил молодого человека приступить кответу, не дожидаясь истечения отведенного срока. Новый ответ на вопрос гласил: «Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу L = (a*t^2)/2, вычислите высоту здания».

Тут я спросил моего коллегу, преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и я попросил его открыть их нам.

«Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра», начал студент. «Например, можно выйти на улицу в солнечныйдень и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.» «Неплохо», сказал я. «Есть и другие способы?» «Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берете барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.» «Если вы хотите более сложный способ», продолжал он, «то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться в вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.» «Наконец», заключил он, «среди множества прочих способов решения проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего зданием и скажите ему: «Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания». Тут я спросил студента - неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Он признался, что знал, но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления. Студентом этим был Нильс Бор (1885–1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г

Районная учебно – исследовательская конференция школьников

«Первые шаги»

Секция: физика, математика

Тема: «Определение высоты дерева различными физическими способами»

Работу выполнил:Дмитриев Игорь, учащийся 7 класса

Руководитель: Смирнова Светлана Николаевна, учитель физики

Холм 2014 г.

C одержание

Введение…………………………………………………………………3 – 4 стр.

Основная часть

1. План эксперимента……………………………………………………5 стр.

2. Описание эксперимента……………………………………………….5 стр.

2.1. Поиск различных способов определения высоты дерева,

не срубая его и не влезая на него……………………………………......6-13 стр.

2.2. Выбор оптимальных способов определения высоты дерева……....13 стр.

2.3. Изготовление приборов и сбор подручных средств

для проведения эксперимента……………………………………………..13 стр.

2.4. Проведение эксперимента…………………………………………13-16 стр.

2.5. Анализ результатов, их обоснование,

формулировка выводов…………………………………………………16-18 стр.

Заключение…………………………………………………………………19 стр.

Список использованной литературы……………………………………20 стр.

Введение

Использование различных приборов, механизмов и приспособлений в наше время значительно упрощает жизнь современных людей. Но иногда возникают ситуации, когда нет возможности применить технические средства. Например: часто туристам требуется определить расстояния на местности, оценить размеры предметов для того, чтобы быстро превратить прибрежное дерево в мостик через быструю речку (если, конечно, речь идет не о заповедной зоне или чьем-то участке). Как правило, они не кладут в свои рюкзаки высотомеры. Хотя, казалось бы, уж им эти приборы крайне необходимы.

Но в этом и состоит суть экстремальных увлечений, что они позволяют получать удовольствие от собственных побед - над ленью, обыденностью, интеллектуальной зависимостью от кем-то придуманных технических устройств. Почувствовать себя опытным следопытом или разведчиком может каждый. Стоит только этого захотеть и постараться абстрагироваться от стереотипов. В частности, определить, достаточно ли высоты дерева, чтобы оно, упав, могло перекрыть речку, можно с помощью предметов, которые всегда есть под рукой.

Измерение ширины реки, высоты предмета и определение расстояния до какого – либо объекта часто применимо в нашей повседневной жизни. Выбранная тема актуальна тем, что появляется возможность узнать, как без каких-либо сложных технических устройств можно определить расстояние до недоступных точек. Например, измерить высоту столба, дерева в походе, церкви, зданий, ширину реки, оврага, глубину рек и т.д. Видна в теме практическая значимость.

Проблема: Как определить высоту дерева, не срубая его и не влезая на него?

Гипотеза: С уществуют различные способы измерения объектов без специальных измерительных приборов.

Цель эксперимента : определить высоту дерева различными физическими способами без специальных приборов.

Объект исследования : дерево (ель) и здание школы.

Предмет исследования – высота дерева и способы её измерения.

Задачи:

1. Найти всевозможные способы определения высоты дерева без измерительных приборов, не влезая на него и не срубая его.

2. Отобрать наиболее приемлемые и простые способы определения высоты деревьев.

3. Экспериментально проверить использование различных способов определения высоты предмета.

4. Сопоставить результаты исследований и найти наиболее точный способ определения высоты предмета.

Методы исследования:

1.Изучение литературы и ресурсов Интернет

2. Эксперимент

3.Использование технических средств

4. Сравнительный анализ.

Основная часть

    План эксперимента.

План эксперимента

Срок

С помощью различных литературных и Интернет источников найти различные способы измерения высоты дерева, не срубая его.

Выбрать оптимальные способы определения высоты дерева, обсуждение их точности и выполнимости.

Изготовление приборов и сбор подручных средств для проведения эксперимента.

Проведение эксперимента, используя 2 – 3 различных способа (для точности результатов)- экскурсия.

Выполнение расчетов полученных измерений.

Сравнительный анализ результатов, их обоснование, формулировка выводов.

Проверка данных измерений (определение высоты здания школы теми же методами)

Сравнительный анализ данных, определение более точного метода для расчёта высоты объектов

Оформление проекта.

2. Описание эксперимента

2.1. Поиск различных способов определения высоты дерева, не срубая его и не влезая на него.

Проанализированы различные источники: энциклопедии, Интернет, исторические книги, учебники геометрии, географии, астрономии, физики, журналы и газеты по математике и определены основные способы измерения высоты дерева, не срубая его и не влезая на него.

1. Измерение высоты дерева с помощью «высотомера»

Необходим булавочный прибор для измерения высот - «высотомер».

Использование высотомера: Отойдя от измеряемого дерева, держать прибор так, чтобы один из катетов треугольника был направлен отвесно, для чего можно воспользоваться нитью с грузом, привязанной к верхней булавке. Приближаясь к дереву или удаляясь от него необходимо найти такое место, из которого глядя на булавки а и с нужно увидеть, что они покрывают верхушку дерева С : это значит, что продолжение гипотенузы ас проходит через точку С . Тогда, очевидно, расстояние аВ равно СВ , т. к. угол = 45 0 . Следовательно, измерив расстояние аВ и прибавив ВD , т. е возвышение аА над землёй, получим искомую высоту дерева.

2. Измерение высоты дерева с помощью вешки(шеста) (двумя разными способами).

2.1. Необходимо воткнуть этот шест отвесно в землю так, чтобы выступающая часть была равна нашему росту. Затем необходимо лечь на землю так, чтобы, упираясь ногами в шест, можно было увидеть верхушку дерева на одной прямой линии с верхней точкой кола. Высота дерева будет равна расстоянию от головы наблюдателя до основания дерева.

2.2. Второй способ состоит в следующем.

Взять шест выше своего роста, воткнуть его в землю отвесно на некотором расстоянии от измеряемого дерева. Отойдите от шеста назад, по продолжению Dd до того места А , с которого, глядя на вершину дерева, вы увидите на одной линии с ней верхнюю точку b шеста. Затем, не меняя положения головы, смотрите по направлению горизонтальной прямой аС , замечая точки с и С , в которых луч зрения встречает шест и ствол. Затем необходимо попросить помощника сделать в этих местах пометки, и наблюдение окончено. Остается только на основании подобия треугольников аbс и аВС вычислить ВС из пропорции

ВС: bс = аС: ас,

откуда

ВС = вс(аС/ас).

Расстояния bс. аС и ас легко измерить непосредственно. К полученной величине ВС нужно прибавить расстояние СD (которое тоже измеряется непосредственно), чтобы узнать искомую высоту дерева.

3. Измерение высоты дерева с помощью «высотомера» лесоводов.

Высотомер лесоводов . (очень удобен, если по какой- либо причине подойти к дереву невозможно)

4. Измерение высоты дерева с помощью зеркала.

5. Измерение высоты дерева с помощью его тени.

Необходимо в солнечный день выбрать час, когда длина его собственной тени будет равна его росту. Чтобы воспользоваться тенью для решения задачи, необходимо знать некоторые геометрические свойства треугольника, – именно следующие два:

1) Углы при основании равнобедренного треугольника равны, и обратно – что стороны, лежащие против равных углов треугольника, равны между собою;
2) сумма углов любого треугольника равна 180 0 (т. е. двум прямым углам)

В солнечный день можно воспользоваться любой тенью. Измерив длину шеста (ав) и длину его тени (вс). Затем вычисляют искомую высоту из пропорции: АВ: ав = ВС: вс.

6. Измерение высоты дерева при помощи равнобедренного треугольника.

Приближаясь к предмету (например, к дереву) или удаляясь от него, установить треугольник у глаза так, чтобы один из его катетов был направлен отвесно, а другой совпал с линией визирования на вершину дерева. Высота дерева будет равняться расстоянию до дерева (в шагах) плюс высота до глаз наблюдателя.

7. Измерение высоты дерева при помощи лужи.

Если недалеко от дерева находится лужа, надо стать так, чтобы она помещалась между вами и предметом, а затем при помощи горизонтально положенного зеркальца найти в воде отражение вершины дерева (рис.4). Высота дерева, будет во столько раз больше роста человека, во сколько раз расстояние от него до лужи больше, чем расстояние от лужи до наблюдателя.

8. Измерение высоты дерева при помощи фотографии.

Возьмём фотографию, на которой изображён измеряемый предмет и мерка. Найдём отношение реальной длины мерки к длине мерки с фотографии, затем полученный результат умножить на длину измеряемого предмета с фотографии? Может быть, мы получим более точный результат.

9. Измерение высоты дерева на глаз (глазомерно).

Глазомерно – это самый простой и быстрый способ. Главное в нём – тренированность зрительной памяти и умение мысленно откладывать на местности хорошо представляемую постоянную меру (50, 100, 200, 500 метров). Закрепив в памяти эти эталоны, нетрудно сравнивать с ними и оценивать расстояния на местности.

суть: предложить как можно большему числу людей оценить высоту дерева на глаз, установив рядом с деревом вертикально метровую линейку.

10. С помощью воздушного шарика

Суть: сравнить высоту дерева с длиной подходящей нити.

Оборудование: воздушный шарик, наполненный гелием; длинная легкая веревочка (нить); рулетка или т.п. измеритель.

Ход работы:

1) привязать к шарику длинную нитку и выталкивать ее постепенно вверх до тех пор, пока шарик не достигнет верхушки дерева
2) сделать на нитке отметку (например, узелок).

3) вернуть шарик вниз, измерить длину выпущенной части нитки.

11. Метод «Карандаш»

Оборудование: карандаш (пли ручка, или любая палочка), помощник, рулетка.

Ход работы:

1) встать от дерева на такое расстояние, чтобы видеть его целиком - от основания до верхушки. Рядом со стволом установить помощника.

2) вытянуть перед собой руку с карандашом, зажатым в кулаке. Прищурить один глаз и подвести кончик грифеля к вершине дерева. Теперь переместить ноготь большого пальца так, чтобы он оказался под основанием ствола.

3) повернуть кулак на 90 градусов, чтобы карандаш оказался расположен параллельно земле. При этом твой ноготь должен все так же оставаться в точке основания ствола.

4) крикнуть своему помощнику, чтобы он отошел от дерева. Когда он достигнет точки, на которую указывает острие карандаша, подать сигнал, чтобы он остановился.

5) измерить расстояние от ствола до места, где застыл помощник. Оно будет

равняться высоте дерева.

2.2. Выбор оптимальных способов определения высоты дерева.

Обсудили все 11 методов определения высоты дерева. Среди них есть как физические, так и геометрические методы. Отобрали физические методы, применимые к осенним погодным условиям:

с помощью шеста (способ № 2.1.), равнобедренного треугольника (№ 6), фотографии (№ 8), глазомерно (№ 9), используя метод «карандаш» (№11).

2.3. Изготовление приборов и сбор подручных средств для проведения эксперимента.

Для проведения эксперимента потребуется: шест высотой выше нашего роста, рулетка, сделанный из пластика равнобедренный треугольник, цифровой фотоаппарат, принтер.

2.4. Проведение эксперимента.

2.4.1. Определили высоту ели на глаз.

В ходе эксперимента участвовало 4 человека..

Оборудование: метровая линейка.

Ход работы:

1) установить линейку рядом с деревом вертикально;

2) предложить человеку определить высоту дерева на глаз;
3) записать полученное значение в таблицу;
4) для получения среднего значения сумму измерений разделить на количество измерений.

Результат:

12,5 м.

13,0 м.

12,0 м.

14,0 м.

Среднее арифметическое:

12,88 м.

4.4.2. Определение высоты с помощью шеста.

Измерили расстояние от головы Жени, лежащего на земле, и до основания дерева. Оно стало равным 12,5 метрам .

Результат: высота дерева равна 12,5 метрам.

4.4.3. Определение с помощью равнобедренного треугольника.

Взяли равнобедренный треугольник и приложили его к глазу так, чтобы одна его сторона, была параллельна земле, а другая совпадала с верхней точкой дерева. Мы измерили расстояние от ног ученика до основания дерева (оно равно 11,06 метрам ), прибавили рост до глаз этого ученика (1,40 метра ). Оно оказалось равным 12,46 метрам .

Результат: высота дерева тоже равна 12,46 метрам.

4.4.4. Измерение высоты ёлки по её фотографии.

Чтобы измерить высоту ёлки по её фотографии мы взяли фотографию Жени Бабалова на фоне ёлки. Далее измерили его реальный рост, он равен 1,5 метрам, а высота мерки на фотографии - 1,7 см. Высота ёлки на фотографии 14,5 см. Нашли отношение роста к высоте мерки на фотографии, получили: 150/1,7= 88,24 см (на 1 см – фотографии).

Высота ели на фотографии равна - 14,5 см, значит, настоящая высота дерева находится как произведение отношения роста к высоте мерки на фотографии и высоты ёлки на фотографии, то есть 88,24 * 145 = 12,80 м

Результат: высота ели приближённо равна 12,80 метрам.

4.4.5. Метод «Карандаш»

Измерили расстояние от ствола ели до места, куда встал помощник. Оно и стало равным высоте дерева.

Результат: высота =12,6 м.

4.5. Анализ результатов, их обоснование, формулировка выводов.

Рассмотрены разные способы определения высоты дерева. Реализовали на практике 5 способов: на глаз, измерение высоты с помощью шеста, равнобедренного треугольника, по фотографии, с помощью карандаша.

Все использованные способы показались наиболее простыми и удобными, так как заняли мало времени, минимум приспособлений для решения проблемы и даже плохие погодные условия не помешали провести исследования.

Результаты получились разными.

№ п/п

Метод измерения

Высота дерева

Среднее арифметическое значение

На глаз

12,88 м.

С помощью шеста

12,5 м.

12,46 м.

Используя фотографию

12,80 м.

Метод «карандаш»

12,60 м

Ср.арифм. зн.

12,65 м

Видно, что разница между наименьшим и наибольшим значением высоты дерева составляет всего 0,38 метра. Даже с учетом того, что достаточным опытом мы не обладаем и проводили подобную работу впервые, можно утверждать - точность наших измерений высокая.

4.6. Определение более точного способа для определения высоты объекта

От работы получили удовольствие, но не удовлетворение, так как не узнали какой результат у нас более точный, и является действительным. В связи с этим, выбрали другой объект - здание школы, высоту которого мы точно знали по техническому паспорту школы.

Для определения высоты школы использовали те же физические способы, что и для определения высоты ели.


В ходе эксперимента получили следующие результаты:

№ п/п

Метод измерения

Высота здания школы

Погрешность измерений

На глаз

10 ,00 м.

1.4 м.

С помощью шеста

9,10 м.

0,5 м.

Использование равнобедренного треугольника

9,46 м.

0,86 м.

Используя фотографию

10,60 м.

2 м.

Метод «карандаш»

8,80 м.

0,2 м.

Ср.арифм. зн.

9.60 м.

Реальная высота центральной стены здания – 8,60 м.

Проанализировали результаты, рассчитали погрешность измерений, сравнили с исходными данными и пришли к выводу, что наиболее точным и действенным методом определения высоты здания школы и соответственно высоты дерева является метод «карандаш». Самым неточным способом считаем способ с помощью фотографии.

После всех расчетов пришли к выводу, что высота нашей ёлки – 12,60 м.

Заключение

Конечно, измерение высоты удаленного предмета удобнее делать, когда в наличии имеется специальное измерительное оборудование. Но не каждый раз удается предугадать ситуацию, которая может возникнуть на прогулке или в туристическом походе. Вот тогда такие простые знания пригодятся и даже помогут выйти из затруднительного положения.

В ходе выполнения работы, мы применяли различные способы измерения расстояний недоступных точек. Выбор этих способов сделали не случайно, вычисления в них доступны.

При изучении теоретического материала по этой проблеме познакомились и с другими способами определения недоступных расстояний, например, с помощью зеркала, тени и другие. К сожалению, мы ещё не обладаем геометрическими знаниями, для того, чтобы измерить расстояние данным способом. И, в связи с этим есть планы на будущие эксперименты: рассмотреть и другие способы измерения недоступных высот и расчеты произвести геометрическими способами.

Желающие попробовать определить высоту недоступного объекта могут воспользоваться нашими инструкциями.

Самым доступным и точным способом мы считаем метод карандаша. Он требует минимум оборудования и всего одно измерение.

Своей работой мы удовлетворены, очень заинтересованы, есть планы на будущие исследования, главное мы выполнили поставленные нами задачи и цель работы достигнута.

Список использованной литературы

    газета: Гумеров И. Измеряем высоту // Математика №3, 2007.

    газета: Каменева Т. Измерение высоты здания Пермэнерго // Физика в школе №9, 2008.

    газета: Легенды истории математики // Математика №18, 2006.

    Злацен Определение высоты предметов [Электронный ресурс] // (1 файл). - http://handly.ru/articles/view:ce.opredelenie-vyisotyi /.

    Обущак А. Как измерить высоту главного здания [Электронный ресурс] // (1 файл). - http://www.mmforce.net/msu/heart/articles.php.

ПРИЛОЖЕНИЯ