Фреска – техника живописи по сырой или сухой штукатурке с помощью красок и кистей. В Средние века и эпоху Возрождения использовался метод рисования только по сырой штукатурке, которая после высыхания образовывала пленку, что делало фреску долговечной. Сегодня фреской в интерьере называют любую настенную живопись красками, с помощью кистей и аэрографа, что облегчает работу по монтажу.

В современном интерьере можно встретить фреску в разной технике и разным рисунком, которая может быть нанесена не только на штукатурку, но и другую основу. Данный вариант оформления подойдет для классического интерьера, где соблюдены все каноны отделки и меблировки, а также для современного дизайна.

Разновидности фресок

Сегодня не обязательно приглашать художника для росписи стен, достаточно заказать современную фреску, которая в составе имеет только природные компоненты, такие как песочная смесь, известь, краски, клеевая смесь. Рисунок может быть выполнен по фото или эскизу. Существует большой выбор фресок для интерьера, таких как: на штукатурке, на флизелине, на холсте, на самоклеящейся и на жесткой основе.

На фото интерьер с тематической фреской из быта эпохи Средневековья, которая занимает две стены просторной столовой в классическом стиле.

На основе штукатурки

Настенная фреска на основе штукатурки подойдет для классического интерьера. Техника приближена к созданию античных фресок. Изготавливается из штукатурки на основе монтажной сетки. Рисунок наносится красками. Крепится на стену или потолок клеем, края декорируются штукатуркой, таким образом рисунок выглядит влитым в стену.

Роспись на флизелине производят с помощью принтера для фото обоев. После нанесения рисунка или фото, изображение состаривают. Наносить можно на слегка неровные стены по технологии флизелиновых фото обоев. Такая фреска может быть выполнена на всю стену с пейзажем далекой Венеции или Парижа.

Данный вид пользуется большой популярностью. На холст наносится штукатурка, затем рисунок. После этого применяется метод искусственного состаривания и покрытие воском. Может быть выполнена по эксклюзивному фото, или быть стандартной, быть в раме или без. Фреску без рамы можно приклеить к стене с помощью обойного клея. Пыль убирать нужно только сухим способом.

На фото фреска, которая в композиции с арками создает имитацию открытого балкона. Для такого интерьера стены должны быть нейтрального цвета.

На самоклеящейся основе

Фреска на самоклеящейся основе производится с помощью цифровых технологий. На готовое фото нужного размера наносится с лицевой стороны песок и самоклеящаяся пленка – с другой. Такую фреску можно клеить на затертую и обезжиренную поверхность потолка или стены. Похожа на фото обои и из-за тонкой толщины не скрывает дефекта стен.

На жесткой основе

На жесткой основе делают роспись, которая ограничена в размере (максимальный параметр 3х1,5 метра). Печатается на жесткой подготовленной дощечке, в интерьере может быть оформлена в рамку, или просто приклеена на стену.

Нанесение готовой фрески и место расположения

Эластичную фреску, которая похожа на фото обои, крепится на клей и выглядит органично со стеной, вариант на жесткой основе будет иметь выступы как у картины.

Алгоритм нанесения полотна:

  1. Провести подготовительные работы по выравниванию поверхности стены, она должна быть гладкой, провести замеры фрески и поверхности.
  2. Нанести клей для флизелиновых фото обоев на стену и обратную сторону росписи, которая затем станет мягкой, поэтому важно ее не сломать.
  3. Приклеить и убрать пузырьки из-под полотна. Неровности уйдут после высыхания.

Расположение на стене

Как и фото обои фреску в интерьере чаще всего используют для декора стены. Ее размер может быть любого формата и формы, от квадрата до эллипса. В большом помещении она может занимать всю стену.

Расположение на потолке

Для того чтобы украсить потолок можно использовать роспись вместе с лепниной из гипса, или полиуретана. Потолок должен быть высоким чтобы он не «давил» рисунком на стены.

В качестве декора

В качестве декора можно украсить выступы, ниши, колонны. Можно оформить фрески в интерьере с помощью рамок и молдингов.

На фото фреска с репродукцией картины Микеланджело «Сотворение Адама», которая украшает нишу над лестницей. Такой вариант подходит для классического интерьера.

Особенности применения в стилях

При выборе размера фрески и ее тематики нужно отталкиваться от размера помещения, расстановки мебели и стилевого решения.

Современный

Для современного интерьера подойдет фреска с абстракцией, геометрией, простыми разводами с переходом цветов. Также подойдут сюжетные изображения, особенно для детской.

Классический

Для классики подойдут репродукции мировых шедевров живописи, изображения цветов, натюрморта. Цветовая гамма остается нейтральной. Из всех видов росписи подойдут на холсте, на штукатурке, на жесткой основе. В классическом интерьере важную роль играют белые или золотые рамки, поэтому можно их использовать.

На фото фреска на основе штукатурки в пастельных оттенках с изображением природного ансамбля замка выглядит ненавязчиво и нежно в светлом классическом интерьере.

Прованс

Стиль прованс можно подчеркнуть с помощью цветной фрески с цветами пастельных тонов или лавандовым полем. Для большого изображения требуется отдельная стена, которая не будет заставлена мебелью. Фреска станет акцентом всего помещения, поэтому важно не перегружать интерьер дополнительными элементами декора.

Сочетание с другими материалами

В качестве отделочных материалов, с которыми хорошо смотрится роспись, выступает штукатурка, матовая краска, обои, камень. Венецианская штукатурка вместе с изображением смотрится в интерьере гармонично и естественно. Также подойдет декоративная штукатурка (жидкие обои). При поклейке на флизелиновые обои нужно использовать качественный клей. Лучше, чтобы обои были без орнамента и крупного рисунка.

Выбор дизайна и изображения

Рисунком можно разделить помещение на зоны или создать акцент. Выбирать тематику изображения нужно исходя из стиля помещения. Для классического интерьера можно использовать известные картины, стилизованные портреты по фото, исторические панорамы, цветы, лик святого. Также из фресок можно сделать иконостас. Для потолка подойдет рисунок неба с облаками, летящими птицами или ангелами.

На фото изображение неба и окантовка лепниной на потолке создают имитацию окна, делают интерьер воздушным. Такой дизайн подойдет для низких или темных комнат.

В современном интерьере подойдут абстрактные картины, где акцент сделан на форме и цвете. Также популярны изображения с имитацией вида из окна или балкона на панораму города или пляж. Рисунок ветвей и цветов может быть, как в пастельных, так и в ярких оттенках.

Декор помещений в квартире

Кухня

Для интерьера кухни и столовой подойдет натюрморт, имитация вида из окна, фрукты, цветочные композиции. Для создания акцента на обеденной зоне можно применить вид на лес, горы, водопад.

На фото фреска на каменной акцентной стене кухни выглядит органично за счет удачного подбора рисунка и хорошего искусственного освещения.

Гостиная

В интерьере гостиной можно использовать картину с сюжетом, фото старого города, своего портрета. В классической гостиной будут уместны рамки, а в стиле кантри – окантовка из камня. Цветовое решение должно совпадать с общей концепцией комнаты.

Спальня

Для интерьера спальни подойдет картина облаков на потолке, ангелов, цветов в пастельных оттенках, морские пейзажи, которые помогут расслабиться. Здесь неуместно изображать людей или сюжеты из-за громоздкости.

На фото стена у изголовья кровати в спальне классического стиля задекорирована росписью на флизелине и белыми фальш-колоннами из полиуретана. Контраст с цветом стен гармонично сочетается в интерьере.

Прихожая

Для узкой прихожей нужно использовать светлую фреску вдоль стены. Для декора коридора без окна подойдет изображение открытого окна с видом на природу.

Детская

В интерьере детской роспись должна быть понятной для ребенка. Это может быть сюжет сказки, герой мультфильма. Лучше всего, чтобы фреска была напротив кровати, чтобы малыш рассматривал ее перед сном.

Фото галерея

Видоизмененная фреска сохранилась как декор и пользуется популярностью в интерьере. С современными фресками легко работать без привлечения художника. Авторский декор или фреска по фото создаст неповторимый интерьер. Ниже представлены примеры использования фресок в комнатах различного функционального назначения.

Так исторически сложилось, что среди российских древностей львиную долю занимают храмы. Крепостей всегда меньше, чем церквей, а жилые дома у нас достаточно долго строили из дерева. А главное украшение храмов - фрески, росписи, которые делались по сырой штукатурке. Сегодня мы представляем вам список древнейших фресковых ансамблей, которые сохранились (или сохранялись) на территории нашей страны.

Древнейших фресок сохранилось меньше, чем древнейших храмов: не все фрески дожили до наших дней (например, следы росписей еще прослеживались в середине XIX века, но сейчас их уже нет), а некоторые храмы никогда не были расписаны. Мы постарались собрать информацию обо всех фресках, сохранившихся с периода до монгольского нашествия. После него само каменное строительство на Руси замерло почти на век.

Для начала оговоримся, что самые древние мозаики и фрески Руси ныне находятся на территории Украины. От росписи разрушенной еще при взятии Киева Батыем Десятинной церкви, первого каменного храма Руси, осталось буквально несколько фрагментов, найденных при раскопках. Зато фрески Софии Киевской и Спасо-Преображенского собора в Чернигове в той или иной степени сохранились.

Софийский собор, Великий Новгород

Первым древнерусским храмом на территории современной России был, безусловно, построенный сыном Ярослава Мудрого Владимиром в 1045-1050 годах. Первоначальных росписей начала XII века (1109 год) в нем сохранилось достаточно мало, в основном в Мартирьевской паперти. Самая известная композиция - святые Константин и Елена.

Мартирьевская паперть

Wikimedia Commons

Михайловский Златоверхий монастырь

В 1113 году в Киеве построили грандиозный храм Михайловского монастыря. Возможно, это был первый храм с золотым куполом, поэтому сам монастырь стали называть Михайловским златоверхим. Увы, в 1930-е годы, после переноса столицы Украины из Харькова в Киев, собор снесли, чтобы на его месте построить здание правительства республики. К счастью, сохранившиеся мозаики и фрески из собора перенесли в музеи. Сейчас большей частью они вернулись на Украину, но несколько мозаик хранится в Государственной Третьяковской галерее. Как, например, этот Дмитрий Солунский.

Wikimedia Commons

Николо-Дворищенский собор

В XI веке в Новгороде был всего один каменный храм, а вот в XII веке строительство развернулось на широкую ногу. Уже в 1113 году князь Мстислав поставил большой каменный храм уже в самом центре Новгорода, напротив Софии, на другом берегу Волхова. Особое место в истории древнерусской и новгородской церковной архитектуры занимает . Во-первых, это самый древний Никольский храм на Руси, дошедший до нашего времени. Во-вторых, это второй по древности из сохранившихся новгородских храмов. Сохранились в нем и фрески. Правда, очень немного.

Фреска «Иов на Гноище»

Алексей Паевский/сайт

Рождественский собор Антониева монастыря

Один из древнейших монастырей Руси, Антониев, был основан Антонием Римлянином, который, по преданию, приплыл в Великий Новгород из Италии, стоя на камне. Предание, может быть, и приукрашивает действительность, но Антоний реально существовал, Рождественский собор действительно был построен в 1117-1119 годах, а в 1125 году расписан. Древнюю роспись сбили в 1837 году, но кое-где фрески остались. Сейчас все они раскрыты, и их можно увидеть.

Святые Флор и Лавр

Wikimedia Commons

Георгиевский собор Юрьева монастыря

Георгиевский храм Юрьева монастыря в Великом Новгороде, построенный сразу после Антониева монастыря, - первый древнерусский храм, о котором нам известны не только имена его заказчиков. В нашем случае это игумен Юрьева монастыря Кирик и князь Всеволод Мстиславич - сын уехавшего княжить в Киев Мстислава Владимировича, внук Владимира Мономаха. «...а мастер трудился Петр», - говорит Новгородская третья летопись. Так что здесь мы впервые знаем имя зодчего, архитектора и прораба в одном лице.

Фрагмент росписи

Мирожский монастырь

После окончания активного строительства в Новгороде (Никольский, Рождественский и Георгиевский соборы), строительная артель, вероятно, перебазировалась в Псков. Здесь в середине XII века были построены минимум три храма, два из которых сохранились. И в одном из них, Спасском соборе Мирожского монастыря, сохранились уникальные фрески. Это единственный домонгольский храм, в котором этот вид росписи сохранился почти целиком: от пола и до купола, по всему объему. Именно поэтому сейчас храм не действует, а работает как музей.

Купол Мирожского собора

Wikimedia Commons

Храм Бориса и Глеба в Кидекше

Неподалеку от Суздаля расположено село Кидекша. Когда-то здесь была загородная резиденция Юрия Долгорукого, официального основателя Москвы. И до сих пор здесь стоит церковь Бориса и Глеба, выстроенная по заказу князя. Точной даты постройки и росписи мы не знаем, несмотря на то, что в летописи и во многих книгах указан 1152 год. Но под этой датой в летописи просто помещен сводный рассказ о строительной деятельности Юрия. В храме сохранилось всего несколько фресок, и все они в ужасном состоянии.

Фреска на северной стене храма

Wikimedia Commons

Успенский собор во Владимире

Так случилось, что у нынешнего владимирского два заказчика строительства и два времени постройки. Сначала его выстроил князь Андрей Боголюбский. К 1160 году работы были закончены, и князь отовсюду пригласил мастеров для его украшения: росписей, украшения стен резным камнем, изготовления икон и церковной утвари. В 1161 году храм начали расписывать.

Самые таинственные фрески мира faro_blog wrote in June 28th, 2012

Current Mood: artistic

Я уже делала пост о знаменитых фресках . Сегодня пришла очередь поговорить о тех фресках, которые стали знамениты не только благодаря своим художественным достоинствам, но и ореолу тайны, которым они овеяны...

Казалось бы, все известные мировые фрески давно изучены, сфотографированы, и информация о них занесена в цветные каталоги об искусстве. Но некоторые изображения, вышедшие из-под руки вдохновленных гениев, не перестают удивлять искусствоведов и сегодня. Фрески будто открываются созерцателям с новых сторон, постепенно рассказывая таинственные истории о первоначальных задумках их авторов. Давайте повнимательней рассмотрим самые таинственные фрески мира.

1. "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи в Санта Мария делла Грацие

Об этой загадочной фреске, кажется, не писал только ленивый. Но ее никак нельзя обойти стороной: слишком много тайн она хранит в себе. Говорят, что в изображении зашифрованы символические послания великого Леонардо. О каких символах идет речь?

"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи целиком

Во-первых, фигура по правую руку от Иисуса — не Иоанн, а некая женщина. На ней одеяние, цвет которого контрастирует с одеждами Христа, она наклонена в противоположную сторону от Иисуса, сидящего по центру. Пространство между этой женской фигурой и Иисусом имеет форму буквы "V", а сами фигуры образуют букву "М". Есть версия, что эта фигура изображает Марию Магдалену, которая была супругой Христа и самым верным его последователем.

Фигуры Иоана и Христа образуют букву "М" и выполнены в одной цветовой гамме

Во-вторых, на картине рядом с Петром отчетливо видна рука, сжимающая нож. Причем кажется, эта рука не принадлежит никому из персонажей картины.

Рука на фреске слишком вывернута, чтобы принадлежать Петру

В-третьих, левая рука Петра ребром ладони как будто рассекает горло соседней фигуры.

Петр как будто угрожает юному Иоану (Марии Магдалине?)

В-третьих, сидящий непосредственно слева от Иисуса персонаж, определенный исследователями как Фома, обращаясь к Христу, поднял палец. Это типичный жест Иоанна Крестителя, который по канону не мог присутствовать на Тайной вечере. С таким жестом да Винчи изображает Крестителя почти на всех своих полотнах.

Предполагаемый Иоан Креститель поднял палец вверх

2. "Битва при Ангьяри" Леонардо да Винчи

В нашем рейтинге самых таинственных фресок да Винчи мог бы отличиться не раз. Но остановимся на двух его полотнах. Первое мы уже рассмотрели в деталях. Теперь очередь второго. Фреска Леонардо "Битва при Ангьяри" известна тем, что ее... потеряли. Много лет этот шедевр считался утраченным, пока итальянцы не решили провести экспертизу в зале Большого совета в Палаццо Веккио во Флоренции. Выяснилось, что фреска да Винчи около 500 лет была закрыта другой фреской работы итальянского живописца Джорджо Вазари "Битва при Маарчиано". Под творением Вазари было обнаружено вещество черного цвета, по составу похожее на черную краску, которую Леонардо да Винчи использовал при написании своих знаменитых полотен. Известно, что Вазари был большим поклонником шедевра Леонардо и не раз публично восхищался им. Будучи не в силах испортить шедевр, он соорудил “фальшивую” поверхность, которая накрыла оригинал, и на ней написал свою баталию. Не так давно версия с двойной поверхностью подтвердилась: под работой Вазари были обнаружена “воздушная подушка”.

Одна из копий "Битвы при Ангьяри" работы Рубенса

А это "Битва при Маарчиано" Джорджо Вазари, написанная поверх шедевра Леонардо

3. "Смерть и вознесение св. Франциска" Джотто в Ассизи

Доподлинно неизвестно, насколько развитым чувством юмора обладал великий мастер Джотто при жизни. Но результаты его творческих "шуточек" повергли некоторых ученых и верующих в шок. Не так давно при реставрации знаменитой фрески базилики св. Франциска был сделан крупный снимок ее фрагмента. Каково же было удивление реставраторов, когда на фото они увидели смутный профиль с крючковатым носом, лукавой ухмылкой и темными рожками. Именно так обычно изображается сатана. По мнению ученых, Джотто не хотел делать дьявола одной из центральных фигур своей фрески. А изобразил сатану "из озорства", возможно, придав ему черты кого-то из своих друзей и знакомых.

Фреска "Смерть и вознесение св. Франциска" целиком

Фрагмент с профилем сатаны

4. «Распятие» и «Воскресение» Христа, монастырь Высокие Дечаны, Косово

О чуде дечанских фресок широкая общественность узнала в 1964 г., когда студент югославской Академии живописи Александр Паунович с помощью телеобъектива сделал фотоснимки изображений монастыря, в том числе и фресок «Распятие» и «Воскресение» Христа. То, что раньше не удавалось рассмотреть в подробностях, так как фрески находятся на высоте пятнадцати метров, стало доступным невооружённому глазу. Открылись детали, которых прежде никто не замечал. И эти детали многих поразили. На снимках легко различить ангелов, летящих в... космических кораблях, похожих на современные спутники. "Кораблей" на фресках два, оба летят друг за другом с запада на восток! В первом сидит человек без ангельского ореола. Одной рукой он держится за невидимый "рычаг управления" и оглядывается назад. Создается впечатление, что "космонавт" следит за полетом следующего за ним товарища.


На дечанской фреске "Распятие" легко различимы ангелы, летящие в космических кораблях

Еще один космический "аппарат" бросается в глаза на фреске "Воскресение". Спаситель изображен здесь отнюдь не в канонической традиции. В момент Воскресения Христос как будто находится в ракете, которая готова двинуться с места, но еще не тронулась. Сходство с ракетой полное, учитывая тот факт, что в верхней части корабля изображены два крыла стабилизатора. Есть мнение, что наряду с традиционными деталями, некоторые фрески Дечан отображают эпизоды, отличающиеся от официальных церковных описаний.

Спаситель-"космонавт" готов покинуть Землю на ракете

А какие загадочные фрески вспомните вы?

Статья будет интересна тем, кто хочет узнать, что такое фреска и какую роль сыграл этот вид искусства в истории архитектуры и культуры в ходе развития человеческой цивилизации.

Фреска - это искусство и потолков путем нанесения цветного рисунка на еще влажную штукатурку при помощи водяных красок. При такой технике связующим и грунтующим веществом выступает один и тот же материал - известь. Благодаря этому краски хорошо держатся, не осыпаясь.

Что такое фреска, хорошо знали еще во времена античности. Их особенностью было то, что в завершение роспись полировали разогретым воском. Необходимость начать и завершить фреску до высыхания извести заставляла художника работать в очень быстром темпе. Поэтому если нужно было создать большую монументальную роспись, то над ней работало несколько художников. При этом они должны были иметь профессиональный опыт, потому что кроме высокой скорости рисования, необходимо было иметь уверенную сильную руку и четкое представление обо всей композиции в целом, так как работать приходилось каждому только над одной ее частью. Если же были необходимы исправления, то эту часть изображения вместе с известковым слоем вырезали и накладывали новый слой раствора.

В технике фрески выполнены почти все старинные памятники Предки хорошо знали, что такое фрески. До наших дней сохранились настенные росписи Помпей, живопись на стенах христианских катакомб, памятники романского, византийского и древнерусского монументального фрескового искусства.

В интерьере античной архитектуры определяющее значение приобрели стены и окна. Зная, что такое фреска, их щедро украшали красивой росписью по влажной штукатурке и мозаикой (согласно пожеланиям заказчиков - богатых обитателей жилищ, и во времена античности стремящихся к комфорту). Благодаря этому получил широкую известность особый "помпейский" стиль росписи по влажной извести. Мода на роскошное напольное и настенное декорирование сохранилась и в средневековом интерьере. Популярные тенденции переходили из века в век, поэтому неудивительно, что и во времена Возрождения люди знали, что такое фреска. Традиции украшать ими интерьеры не угасли.

Для каждой новой эпохи красота и пышность, богатство и качество оформления жилищ оставались немаловажными. Стоит только вспомнить знаменитые фрески спальни во дворце герцога Людовико Гонзага в Мантуе. Свой всемирно известный фресковый цикл мастер ранней эпохи Возрождения Андрэа Мантенья посвятил хозяину дворца, правителю Мантуи. Художник изобразил сцены из его жизни.

Совершенно особое значение приобрела стеновая фреска в богатом украшении палаццо эпохи Ренессанса. Пышность убранства помещений достигалась не заказом в дом уникальной дорогой мебели, а за счет украшения фресками потолка, стен и пола дома.

Сегодня при помощи фресковой росписи украшают интерьеры как частных домов, так и В наше время фреска приобрела необыкновенную актуальность, популярность и даже престижность, особенно такие ее виды, как художественная и настенная фреска, заменяющая живопись.


КАКИЕ ФРЕСКИ САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ?
Фреской называют и технику монументальной живописи, и то произведение, которое выполнено в этой технике. Из предыдущей главы ты узнал историю одной из самых знаменитых фресок в мире. Но фресковой росписью занимались многие великие живописцы: Джотто, Микеланджело, Рафаэль – художники Возрождения; древнерусские мастера Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.
Наверное, самый известный фресковый ансамбль – это роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. Ватикан – город-государство в центре Рима, в котором располагается резиденция римского папы, главы католической церкви. Огромный дворцовый комплекс в Ватикане состоит из множества залов и комнат, и почти все они украшены росписями, в основном на религиозные сюжеты. Потолок Сикстинской капеллы расписал Микеланджело Буонарроти в 1508–1512 годах.

Сикстинкая капелла. Рим, Ватикан

Микеланджело, как Леонардо да Винчи, был одним из самых великих мастеров эпохи Возрождения – скульптором, архитектором, живописцем.
В Сикстинской капелле, в центральной части потолка изображены эпизоды самой первой книги Библии – книги Бытия. В ней рассказывается о сотворении мира и человека, и фрески Микеланджело показывают, как Бог отделил свет от тьмы, землю от воды, сотворил луну и солнце, а потом первых людей на земле. А по сторонам от этих композиций – изображения пророков и пророчиц (сивилл), возвестивших миру будущее появление Христа.

Микеланджело. Пророк Даниил (слева) и Кумская сивилла (справа). Фреска Сикстинской капеллы. 1508–1512. Рим, Ватикан

Почему же фрески Микеланджело так знамениты? На этот вопрос трудно ответить в двух словах – этим росписям посвящены десятки толстых книг. Наверное потому, что впервые библейская история была представлена безо всякой условности, и так убедительно, как будто художник увидел эти события собственными глазами. И в то же время здесь во всем ощущается фантастическая божественная энергия, которая воодушевляет мир. Фигуры Микеланджело величественны, наполнены силой. Кстати, слово «монументальный» часто используют как синоним слов «величественный», «грандиозный» и даже «огромный». Поэтому живопись Микеланджело поистине монументальна.
В Ватиканском дворце работал и еще один из великих художников Возрождения – Рафаэль Санти. По традиции трех прославленных итальянских мастеров – Леонардо, Микеланджело и Рафаэля (как и некоторых других художников) – обычно называют просто по именам, так как они настолько знамениты, что незачем указывать их фамилии, сразу ясно, о ком речь. Самая известная фреска Рафаэля – «Афинская школа», где изображены древнегреческие философы и ученые.

Рафаэль. Афинская школа. 1509–1511. Фреска Станцы делла Сеньятура. Рим, Ватикан

Так сложилось, что XV–XVI века, когда в Италии работали Леонардо, Рафаэль и Микеланджело, были временем расцвета и для русской монументальной живописи, хотя древнерусские художники вовсе не были знакомы с работами своих итальянских коллег. Они писали иконы и расписывали не дворцы, а храмы.
Величайшим художником Древней Руси был Андрей Рублев. Ему принадлежит цикл фресок в Успенском соборе в старинном русском городе Владимире.

Андрей Рублев. Страшный суд. 1411. Фрески Успенского собора, Владимир

Сюжетом фресок стал Страшный суд, о нем рассказано в последней книге Библии, которая называется «Откровение» (по-гречески – «Апокалипсис»). Там рассказано о том, что ждет человечество в конце мира. Каждого человека Христос будет судить за все, совершенное на жизненном пути. Во фресках Рублева можно увидеть ангела, который трубит, возвещая начало Суда, «небесное воинство» – ангелов и апостолов, учеников Христа, встречающих человеческие души на небесах. Иоанн, Матфей, Лука и Марк, авторы четырех Евангелий, повествующих о земном пути Христа, держат на коленях свои книги. Краски фресок неяркие, спокойные. Лики святых и ангелов спокойные и кроткие. Живопись Рублева как будто призвана уверить, что Бог полон милосердия и сострадания к человечеству.

Андрей Рублев. Страшный суд. 1411. Фреска Успенского собора, Владимир

Правда, фрески Рублева сохранились очень плохо из-за большой влажности внутри Успенского собора, копоти от сотен свечей, безграмотных реставраций.
Через сто лет после фресок Рублева, в начале XVI века был создан еще один знаменитый фресковый цикл. Его автором стал художник Дионисий. Он расписал храм Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, недалеко от Вологды. Фрески посвящены жизни или, правильнее, житию Богоматери. С первого взгляда живопись Дионисия восхищает своим радостным строем и нарядностью. Краски и поныне сохранили свою яркость, особенно сияющий голубой фон, так что при входе в храм кажется, что вместо стен взгляду открывается лазурное небо, которым освещены и освящены события, описанные в Евангелиях.

Дионисий. Брак в Кане Галилейской. 1500-1501. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

ЧТО ТАКОЕ МОЗАИКА?
Мозаика – наверное, самый необычный вид живописи. Ее и живописью-то назвать трудно, потому что мозаичное изображение не пишут красками, а набирают из кусочков цветного камня или специального непрозрачного стекла – смальты. Слово «мозаика» произошло от латинского слова «музивум», что означает «посвященный музам». В греческом и латинском языках слова «мозаика» и «музей» – родственные. В Древней Греции музеем называлась священная роща или храм, посвященный музам, богиням-покровительницам искусства. А мозаикой – изображения, тоже посвященные музам. Прославление богинь искусства было делом серьезным, ведь музы понимают толк в живописи. И произведения, посвященные им, должны были отличаться особой красотой и долговечностью. Поэтому их выкладывали из камня, они не боялись ни грязи, ни воды. А словом «мозаика» впоследствии стали называть любое изображение из разноцветных кубиков, и сейчас уже многие не знают о том, что своим названием этот вид живописи обязан музам.
Мозаика делается так: на стену наносится вязкий слой грунта (смесь извести или цемента, воска и мастики) а затем камни или смальта, по предварительно нанесенному рисунку, кубик за кубиком вдавливаются в грунт и прочно закрепляются в стене. Это – очень долгая и кропотливая работа: для облицовки стены храма или дворца необходимы сотни тысяч цветных кубиков!
В эпоху античности для мозаик использовали различные породы камня и разноцветный мрамор. Самая знаменитая античная мозаика была найдена в одном из домов в Помпеях. Она изображает битву Александра Македонского с персидским царем Дарием (эта битва произошла в 331 году до нашей эры, Александр в ней одержал победу). А мозаика выполнена около 100 года до нашей эры. Это – одно из первых в мире произведений, изображающих действительное историческое событие. Мозаика имеет площадь в 15 кв. м (это комната средних размеров в современном доме) и сложена из полутора миллионов кубиков.

Битва Алесандра Македонского с Дарием. Около 100 до н. э. Мозаика, Помпеи

Битва Алесандра Македонского с Дарием. Фрагмент мозаики

Наивысшего расцвета искусство мозаики достигло в Средние века в Византии. Когда варвары в V веке нашей эры разгромили Римскую империю, ее восточная часть, со столицей Константинополем, уцелела и стала самостоятельным и очень могущественным государством, центром православного христианства. Древнее название Константинополя – Византий, поэтому государство именовалось Византия. Именно из Византии христианство пришло на Русь. Древнерусская летопись рассказывает, что в конце Х века князь Владимир отправил послов в чужие земли, чтобы испытать, какая вера лучшая для Руси. Послы приехали в Константинополь, и константинопольский патриарх привел их в главный византийский храм Св. Софии, поставил на лучшем месте и показал им всю красоту и великолепие храма и церковного ритуала. Послы были восхищены этой красотой: им показалось, что они очутились на небесах, поэтому они решили, что лучше всего для Руси – православная вера.
Богатые византийские храмы всегда украшались мозаиками. Для изготовления мозаичных кубиков строились специальные мастерские, где варили цветное стекло-смальту. В стеклянную массу добавляли чистое золото и выкладывали золотой фон. Кубики смальты разной величины и формы укреплялись на стене под углом друг к другу, так что свет по-разному отражался от разных кубиков, и мозаики переливались всевозможными цветами, как будто светились. Возникало впечатление, что пространство не ограничено стенами, а разомкнуто в беспредельность золотого сияния, где парят фигуры святых и ангелов.

Мозаичное убранство алтаря церкви Санта-Прасседе. IX век. Рим

Триумф святого Креста. Фрагмент мозаичного убранства алтаря церкви Сан-Клементе. XII век. Рим

Знаменитый мозаичный ансамбль сохранился в городе Равенне (Италия), в церкви Сан-Витале. Он выполнен в VI веке и изображают византийского императора Юстиниана и его супругу императрицу Феодору в окружении придворных. Это Юстиниан построил константинопольский храм Св. Софии. На мозаике церкви Сан-Витале он изображен с тяжелой золотой чашей в руках – это дар для церкви.

Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан-Витале. VI век. Равенна

Искусство мозаики – очень сложное. Поэтому когда православные храмы стали строить на Руси, то для их украшения приглашали умелых мастеров из Византии. Византийские мастера создали мозаики в одном из самых знаменитых храмов Древней Руси – храме Св. Софии в Киеве. В алтаре храма – изображение Богоматери с поднятыми вверх руками. Это Оранта (по-гречески – «молящаяся»). Уже в древности ее прозвали «Нерушимая стена» – она как будто защищает храм.

Мозаичное убранство алтаря храма св. Софии. XI век. Киев

После гибели Византийской империи в XV веке искусство мозаики было забыто. Не стало мастеров-мозаичистов, утрачены оказались секреты изготовления смальты. В XVIII веке в России мозаичную технику возродил великий ученый М.В. Ломоносов. Он построил большую мастерскую, где варили цветное стекло, а его ученики украшали мозаичными картинами дворцы русских императоров.