Публикации раздела Традиции

Загадки узоров русских росписей

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Мастер начинал работу с битья баклуш - готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок , они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой» .

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку , куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты - с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор . Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи .

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин - красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской - до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты - это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок . Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу ... После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина … Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

Александр Котухин, миниатюрист

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким , который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией» . По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве» .

Если правильно научиться рисовать жостовской росписью, то картинки будут получаться очень быстро.

Так, мастера, овладевшие этим искусством, за один день могут оформить не один поднос.Художник сразу работает краской, без предварительных набросков. Мастер постоянно крутит поднос, что делает такие рисунки более живыми и подвижными.

Эта техника росписи используется при раскрашивании деревянных и металлических предметов. Жостовская роспись состоит из разнообразных изображений цветов, которые собираются в красивейшие композиции букетов.

Для детей уроки жостовской росписи очень полезны, так как они помогают развивать образное мышление, глазомер, умение пользоваться кистью и делать разнообразные мазки. Научиться этому за один урок практически невозможно, так как нужно поэтапное изучение техники исполнения мазков для изображения того или иного элемента.

Из этой статьи вы узнаете

С чего начать

Жостовская роспись требует подготовки необходимых инструментов. Для обучения идеально подойдет альбомный лист бумаги. Практиковаться на дереве или металле можно уже после приобретенных умений и знаний. Для первых занятий подготовьте такой инвентарь:

  • альбомные листы для рисования;
  • баночная гуашь;
  • круглые беличьи кисочки разной толщины;
  • банка с водой;
  • палитра для смешивания красок;
  • мягкая тряпка из натуральной ткани для вытирания и обмакивания красок с кистей.

Азбука кистевых мазков

Первое, что необходимо выучить, – это мазки, из которых и складывается жостовская роспись. Они бывают разными, поэтому каждый из них требует своего объяснения выполнения.

  • Плоский мазок – начинается с проведения всем ворсом, который со средины резко поднимается вверх. Лучше для него использовать кисть под № 6. Необходимо поупражняться проводить плоский мазок в разные стороны. Если соединить несколько таких элементов, то получится «коронка», которая используется для изображения цветка.
  • Мазок «Капелька» – кисть ставится вертикально, нажимается до средины и ведется вниз, рисуем второй мазок, располагая его рядом. В результате получается сердечко, которое используется также как лепестки цветов.
  • Мазок «Капелька» по своей технике очень похож с техникой исполнения плоского мазка, но к концу его закрученная часть поворачивается влево или вправо.
  • «Зигзаг» активно используется, если нужно обрамить поднос или картину. Начинается изображение с кончика кисти, и по мере хода она опускается до средины, и потом идет в обратном порядке к кончику. Используя соединение двух «зигзагов» вместе, получается «стебелек».

Одним мазком можно изобразить сразу два цвета. Для этого кисть макается в разные краски, а излишек убирается с помощью ткани. Таким образом, с детьми практикуются все вышеперечисленные мазки.

Потренируйтесь в изображении всех элементов и сочетания их в бутоны, цветы, листья.

Особенности техники

Следует отметить, что живость рисункам придает их неоднотонность. Поэтому, когда дети научатся изображать основные элементы, следует научить их поэтапному нанесению красок на картинку. Это придаст изображению живости.

Жостовская роспись для детей проходит в два этапа. На первом делается так называемый «замалевок». Это своеобразная наметка, где будут расположены цветы будущего букета. После высыхания делается «тенежка» рисунка.

Объясните детям, что вначале наносятся темные оттенки, а потом светлые. Это и есть вся техника исполнения рисунка.

Только после того, как у ребенка получается безошибочно делать элементы росписи и составлять из них цветочные композиции на бумаге, можно пробовать разрисовывать поднос, кружки, тарелки и другие предметы.

Образцы жостовской росписи

Жостово - населённые пункты в городском поселении Пироговский Мытищинского района Московской области: Жостово деревня и Жостово посёлок.

Жостовская роспись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.


Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII века на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии - Жостове, Троицком, Новосельцеве и других.
Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.

С первой половины XIX-го века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, селе Троицком, Сорокине, Хлебникове и других.

В 1780-х годах в 25 километрах от Москвы в деревне Жостово Троицкой волости крестьянин Филипп Никитин Вишняков (из крепостных крестьян графа Шереметева) начал производство лакированных изделий. Вскоре он переехал в Москву, где открыл на Цветном бульваре новую мастерскую и лавку при ней, существовавшие до 1840-х годов.

Жостовская же фабрика ведет свое начало от мастерской, открытой в 1825 году, теперь уже не крепостными, а откупившимися на волю крестьянами - братьями Вишняковыми.
В начале XIX-го века в селе Осташково возникло заведение будущего "подмосковного короля" лакового дела О.Ф. Вишнякова. Шкатулки, портсигары, сухарницы, вазы и другие изделия из папье-маше являлись предметами всеобщей моды на употребление красивых лаковых вещиц.

Об основателях местного промысла нам говорит сохранившаяся в музее нынешнего предприятия в деревне Жостово вывеска:

Петр Иосiфов Вишняковъ
съ сыновьями.
Московскаго Уъезда 2-го Стана въ Селъ Осташковъ


Живопись носила исключительно копийный характер. В качестве образцов использовались наиболее популярные на то время картины, гравюры, рисунки и литографии русских и западноевропейских художников.

В 1830 году изделия на металле полностью вытеснили изделия на папье-маше.

В начале XX-го века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла.
Но после революции, в 1928 году, несколько артелей, образованных на базе мастерских, объединились в одну - "Металлоподнос" в деревне Жостово, которая в 1960 году была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. Это дало новую жизнь старинному народному промыслу.

В советское время развитию и популяризации народных промыслов уделялось много внимания, средством популяризации служили даже почтовые марки. Так в 1979 году была выпущена серия марок, посвящённых русским народным промыслам. Была среди этих марок и марка, посвящённая искусству Жостова.

Форма кованого подноса создается ручной ковкой по старинной кустарной традиции, при этом ее конфигурация и размер зависят от фантазии кузнеца.

Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции, поэтому сюжет живописи на кованом подносе - исключительный, выполняется художником в единственном экземпляре. В редких случаях художник может сделать список с уникального подноса, но точной копии все равно не получится.

Каждому кованому подносу, изготовленному на фабрике, присваивается специальный номер. Качество кованого подноса подтверждено сертификатом.
Каждый жостовский поднос расписан вручную и имеет авторскую подпись.

Каждый поднос, независимо от размера и способа изготовления формы (ручной ковкой или с помощью штампа и пресс-форм), является уникальным произведением народного искусства.


Сегодня художники и мастера Жостово восстановили старинную традицию и предлагают вниманию самого взыскательного ценителя образцы художественной жостовской росписи на изделиях из папье-маше - шкатулках, вазах и блюдах.

Кроме того, Жостовская роспись сегодня наносится не только на металл и на папье-маше, но и на дерево, керамику, стекло (ёлочные шары) и даже кожу.

Кованые подносы упаковываются в фирменную подарочную коробку ручного изготовления и в подарочные пакеты с жостовскими цветами.


Очень красивы и упаковочные коробки, тоже сделанные вручную, для эксклюзивных ёлочных украшений - шаров, на которых расцвели замечательные жостовские букеты.

Телевизионная передача о русских народных промыслах, посвящённая искусству Жостова (видео в 2-х частях)
Ведущая передачи - Александра Вертинская


Пейзажная роспись жостовских мастеров хорошо узнаваема по своей декоративной условности изображения, по своему сказочному и одновременно романтизированному мироощущению.

История рождения жостовских подносов неразрывно связана с историей известного художественного промысла - лаковой миниатюры Федоскино, основателем которой является купец Лукутин, организовавший в селе Федоскино производство лаковых изделий из папье-маше (1795).
Это сейчас Жостово и Федоскино разделены каналом имени Москвы - в старину же дорога между деревнями, в 7км, преодолевалась на лошадях и по времени занимала всего около часа.

Шкатулка с федоскинской росписью, на которой изображён сюжет, называющийся "Жостовские мастера", что указывает на связь промыслов Жостова и Федоскино.

Ах, ты зимушка-зима! - русская народная песня
Поёт - Ольга Воронец

Одной из тем в подносной росписи, успешно заимствованной из творческого арсенала лукутинской миниатюрной живописи на папье-маше, стало изображение пейзажных видов, летних и зимних троек.
Эта тема закрепилась в росписи подносов в 1850-1860 годах.

Новое художественное направление, воспринятое в XIX веке, как национальный, истинно русский стиль не отвергало практику написания пейзажа, троек применительно к кустарному производству. Наивность композиции, упрощенная живописная техника (маховое письмо) рассматривалось как проявление исконной традиции подлинно русского искусства и чисто народного духа в кустарной промышленности.

Украшать рождественские ёлки христиане начали только через 500 лет после того, как появился обычай украшать в Рождество дома самой ёлкой. И первыми украшениями ёлок были яблоки - фрукты Адама и Евы, а чуть позже

- розы, так как роза - символ девы Марии.

Может быть поэтому так естественно и уместно смотрятся на новогодней ёлке начала XXI века стеклянные шары, расписанные жостовскими фруктами и цветами - так в новые времена расширяется ассортимент изделий, украшенных фирменной жостовской росписью.
Такие наборы ёлочных шаров, расписанных вручную, - замечательный подарок к Новому году.

У самовара я и моя Маша
Поёт - Леонид Утёсов

Русская традиция чаепития подтолкнула жостовских мастеров к тому, чтобы расписывать своей традиционной росписью не только подносы, но и подстаканники для чайных стаканов.

Мастера Жостова получают заказы и на изделия, которые отличаются от их привычного ассортимента - это роспись бытовой техники: холодильников и вытяжек, уникальное оформление интерьеров помещений и даже, как рассказывают в предлагаемом фильме, роспись кузова автомобиля, что могут себе позволить очень небедные эстеты.

И всё же, всем иным изделиям жостовские мастера и художники предпочитают традиционные кованые подносы с богатой росписью, с которыми в первую очередь ассоциируется марка Жостова.










Пошла млада за водой - русская народная песня
Исполняет - Ансамбль русской народной песни "Иванов цвет"

Жостовская роспись – давняя русская традиция, появившаяся еще в первой четверти XIX века на территории подмосковной деревушки Жостово, по имени которой промысел и получил свое название. Поначалу в мастерских, открывшихся в нескольких соседних деревнях, расписывали исключительно вещицы из папье-маше. И лишь почти через сто лет, в 1922 году, Новосельцовская трудовая артель начала выпуск металлических лакированных подносов, и художники начали расписывать новую для себя продукцию.






Жостовская роспись в наше время
Сегодня мастера жостовской росписи создают уникальные металлические кованые подносы, которые можно посмотреть по ссылке http://imatreshki.ru/magazin/folder/zhostovskie-podnosy и использовать как с чисто утилитарной целью вроде подачи блюд на стол, так и в качестве элемента декора. Главный мотив росписи – букет несложной композиции, в котором присутствуют как мелкие, так и крупные цветы. По установившейся традиции роспись производят по лаковому черному фону, но иногда используются подносы зеленого, красного, серебряного и синего цвета. Иногда могут использоваться белый и темно-красный цвета. Сами подносы могут иметь различную форму:

Круглую или овальную – это классические формы жостовских подносов;
-прямоугольную;
-восьмиугольную – очень интересная форма для элементов декора;
-комбинированную и другие.

На сегодняшний день жостовские подносы – одни из самых популярных изделий, которые можно использовать в качестве стильного и дорогого подарка по любому поводу.

Где использовать подносы с жостовской росписью
Основной мотив росписи, как уже говорилось выше, – достаточно простой букет цветов. Но в целом жостовские изделия весьма разнообразны по тематике. Это причудливое переплетение листьев и ветвей, ягоды и фрукты, птицы посреди цветов, простые и сложные орнаменты и даже использование элементов хохломской и гжельской росписи.

Удивительные по красоте подносы с росписью используются в быту очень широко. Самое первое, что может прийти в голову оформителю, – использование этих сувениров для декорирования помещения. Красочный поднос может стать центральным элементом интерьера, смысловым и цветовым акцентом, способным буквально преобразить помещение.

Другое применение – элитная сервировка стола на важный семейный праздник. Поднос с росписью как нельзя лучше подчеркнет значимость момента, а заодно станет свидетельством безукоризненного вкуса хозяев.

Приобрети подносы с жостовской росписью несложно. Достаточно только посетить сайт компании «Ай, Матрешки», выбрать в каталоге изделие и оформить заказ. Понравившийся поднос очень скоро появится в вашем доме.

Русские народные промыслы. Жостовская роспись April 10th, 2018

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами вспоминать русские народные промыслы. В прошлый раз остановились вот ту вот: и вспоминали Хохлому.
А сегодня поговорим о жостовской росписи:-)
Жостовская роспись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим.

В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.
Изготавливаются подносы из обычного листового железа. По форме они бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.


Наиболее важной операцией является роспись. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основные сюжеты - цветочные и растительные орнаменты, а также бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий. Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором.

Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками.
Выполняется роспись в несколько этапов:
А. Грунтовка.

Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает чёрным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.д.

Б. Замаленок

Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

В. Тенежка

Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.

Г. Прокладка

Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.

Д. Бликовка

Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит.

Е. Чертежка

Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

Ж. Привязка

Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

З. Уборка

Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них точных копий или повторений. Искусство Жостово основано на выработанных поколениями приёмах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно. Оно рождается в самом процессе своеобразной живописи-росписи, сочетающей строгую последовательность и отточенность ремесленных приёмов с импровизационностью творчества.


Главный секрет Жостово — лак. Состав до сих пор держат в тайне. Основа, правда, известна: копал, пальмовая смола из Африки и Азии. Именно лак хранит годами жостовские подносы. Старые мастера говорили: «Не боится ни жара, ни холода, получше аглицкого будет и равняется только с… китайским».

На каждом фабричном подносе есть собственный знак — палитра, кисть, тюльпан. Историческое клеймо мастерской. Ставит свою подпись на подносе и художник. Правда, право на авторскую метку мастера получили после 1970 года. На старинных подносах лишь одно клеймо — фабрики с именем хозяина.


Особая гордость Жостово — «копченый» поднос. Называют такой узор «под черепаху» или «под червячка». Железные подносы в прямом смысле коптят пламенем свечи. Два таких подноса в конце ХIХ века были в хозяйстве писателя Льва Толстого. Сейчас они — раритеты в экспозиции музея-усадьбы в Хамовниках.
Приятного времени суток.