Планируя сделать калитку своими руками, нельзя не учитывать уже имеющиеся ограждения и ворота. В зависимости от того, какие строительные материалы были использованы для их возведения, нужно выбирать и материал для калитки.

Виды калиток

Основными видами калиток являются:

  • деревянная калитка,
  • калитка из профнастила ,
  • калитка металлическая.

Все, что нужно для изготовления деревянной калитки

Наиболее привычным вариантом является деревянная калитка. Своими руками которую изготовить довольно просто. Стоимость ее невелика, даже при использовании досок высокого качества. Если же приобрести менее дорогие доски деревьев хвойных пород, калитка выйдет еще дешевле.

Для деревянной калитки потребуется:

  • 10-11 досок размером 200х14х2 см;
  • две доски размером 200х15х5 см;
  • дверная ручка и защелка, навесы для калиток;
  • крепежный материал – около 40 саморезов;
  • антисептическое средство для обработки дерева;
  • грунтовка по дереву и лак;
  • цемент, песок и вода для изготовления бетонного раствора.

Из инструментов понадобятся:

  • рубанок, стамеска, молоток, ручной бур;
  • шуруповерт, дрель, карандаш, рулетка, строительный уровень и материал для шкурения (номера 25-16 для первого этапа, и 10-9 для завершающего этапа обработки).

Изготовление и установка деревянной калитки

Первоначально нужно установить опорные столбы. Их вкапывают на расстоянии, ненамного большем планируемой ширины калитки. Стандартной шириной калитки является 1 м, а высота должна быть на уровне высоты всего ограждения.

Опорные столбы из асбестоцемента вкапываются в землю на глубину ниже уровня промерзания, с обязательным бетонированием.

К подготовленным и установленным асбестоцементным столбам с помощью саморезов необходимо присоединить боковины калитки – деревянные брусы высотой с ограждение.

После подготовки опорных столбов и боковин можно приступить к изготовлению самой калитки. Сначала доски нужно обработать антисептиком. Он предохранит древесину от влияния температурных перепадов и атмосферных осадков, предотвратит быстрое гниение или порчу дерева. После чего на ровную поверхность выкладываются доски в виде калитки, с соблюдением нужной ширины и высоты. Поперек них набиваются две перекладины – сверху, отступив от края не менее 20-30 см, и снизу на таком же расстоянии. Для большей жесткости, а значит, и прочности, необходимо набить также укосину – часть деревянного бруса небольшого размера, расположив его по диагонали полотна калитки – от начала одной перекладины до конца другой.

Для того чтобы калитка работала, то есть открывалась и закрывалась, нужно присоединить петли для калитки как на боковину, так и на саму калитку. Металлические петли подвержены коррозии, поэтому необходимо смазать их изнутри солидолом, а сверху – битумным лаком. Для более длительной службы калитки повторять эту операцию необходимо раз в один-два года.

После крепления части петель на полотно калитки и ответных частей на боковину, нужно посадить калитку на петли и прикрепить задвижку и ручку с помощью саморезов.

Все, что нужно, для изготовления металлической калитки

Металлическую калитку собственными силами можно изготовить из профнастила или металлического листа.

Кованые изделия сделать самостоятельно без какого-либо опыта и специального оборудования практически невозможно.

Строительные материалы и инструменты

Для обустройства калитки из профлиста понадобятся:

  • металлический профиль для создания каркаса калитки, навесы для калитки, крепежные элементы;
  • профилированный лист толщиной не менее 1,5 мм;
  • асбестоцементные или металлические трубы диаметром не менее 10 см;
  • средство защиты металла от коррозии – водонепроницаемая эмалевая краска;
  • грунтовка для металла;
  • сварочный аппарат с электродами диаметром от 1,6 до 5 мм; карандаш, рулетка и уровень;
  • болгарка по металлу, лопата и ручной бур.

Также как и в случае с деревянной калиткой, устанавливаются опорные столбы. В качестве полотна калитки можно использовать профлист нужной ширины . Первоначально готовится каркас – он соединяется с помощью сварочного аппарата – по периметру всего профилированного листа. Во время сварки металлического основания под калитку нужно предусмотреть место для размещения врезного замка.

В отличие от каркаса, профилированный лист необходимо крепить при помощи саморезов с резиновой прокладкой – ее использование предотвратит раннее разрушение материала в местах крепления.

От левого верхнего угла каркаса к нижнему правому необходимо прикрепить укосину из такого же металлического профиля, из которого сделан каркас.

Так как калитка из профлиста на металлическом каркасе гораздо тяжелее деревянной, навесы нужно использовать более мощные: например, со стальным подшипником внутри.

Последним этапом при монтаже калитки станет ее грунтовка и покраска.

Видео

Для примера посмотрите видеоматериал по изготовлению металлических ворот:

Фото

Время чтения ≈ 3 минут

После принятия решения огородить участок при помощи забора из профнастила , появляется необходимость устройства калитки. Она может быть сделана без всяких проблем, если следовать инструкции, предложенной в нашей статье.

Для изготовления калитки своими руками понадобятся следующие инструменты: сварочный аппарат, углошлифовальная машинка с отрезными и шлифовальными кругами — «болгарка», дрель-шуруповёрт, пистолет для монтажа заклёпок, кисти для окраски, отвёртка и уровень.

Чертежи

Пошаговая инструкция по изготовлению калитки из профнастила

В этой инструкции представлен способ сварки каркаса калитки прямо на опорных столбах.

1. Изначально следует разметить место под будущую калитку, оставляя проём необходимой ширины в заборе между двумя столбами, к которым впоследствии потребуется приварить трубы — основу каркаса будущей калитки. Благодаря такой схеме, будущая калитка идеально подойдёт по размерам. В этом случае, проблемы, возникающие, когда конструкция изготавливается в другом месте, будут исключены.

2. Вопрос, как сделать калитку, решается просто. Ее каркас изготавливается из таких же квадратных труб, как и каркас забора. Для избежания деформации каркаса калитки, трубы привариваются к столбам забора.

3. После этого, к вертикальной стойке рамки калитки приваривается верхняя часть петель.

Для обеспечения жёсткости конструкции посредине рамки нужно приварить поперечину из той же квадратной трубы. Горизонтальность поперечной перемычки следует проверить при помощи уровня.

4. На следующем этапе, каркас распашной калитки из профлиста следует срезать в местах крепления труб к столбам. Необходимо обрезать все лишние куски труб, тщательно проваривая все места соединений, а сварочные стыки зачистить при помощи шлифовального круга.

5. При помощи «болгарки» нужно зачистить места установки нижних частей навесных петель на столбах забора. Сначала следует приварить нижнюю часть верхней петли, после чего можно навесить каркас калитки и по месту приварить нижнюю часть второй петли.

6. Изготовление калитки из металлопрофиля требует проверки правильности её открывания: если всё выполнено правильно — она свободно открывается.

7. Необходимо снять калитку и приварить петли на столбах забора со всех сторон с зачисткой сварочных швов. При сварке петель нужно обеспечивать защиту листов профнастила от попадания искр и окалины от сварочной дуги.

8. При помощи «болгарки» требуется вырезать место под установку врезного замка, предварительно разметив все размеры на стойке калитки согласно чертежам.

9. На фото видно, как, установив каркас калитки на петли, можно разметить место под установку ответной планки замка на столбе забора. Потребуется укрепить ответную планку на стойку забора, используя дрель-шуруповёрт. Далее следует проверить правильность работы замка, после чего можно приступить к окрашиванию всей конструкции для защиты от ржавчины.

Если ворота лицо дома, то калитка улыбка на нем. Даже если она где-то внутри и ведет в сад. Калитка своими руками – улыбка радушная и непринужденная. Поэтому отнестись к изготовлению этого в общем-то незатейливого изделия нужно старательно и с душой.

Материалы

Здесь выбор не так уж богат. Пластиковые секции забора, створки ворот и калитки долговечны, могут быть довольно привлекательны и не требуют предварительных земляных работ, но, увы, не огнестойки и сопротивления вандализму не оказывают: легко воткнуть в землю – легко оттуда и вырвать. Вне производственных условий пластики нетехнологичны и трудоемки, поэтому своими руками калитки и изготавливаются чаще всего из дерева и металла. Пластик при этом может найти применение как вспомогательный и отделочный материал, о чем см. далее.

Примечание: для ворот и калитки потребуется также фурнитура. Изготавливать ее самому (элементы фурнитуры конструктивно не сложны) или покупать – дело хозяйское. Что выбрать с толком или взять за образец, см. рис. справа ниже. Кое о чем вдобавок, если и где нужно, см. далее по ходу изложения.

В общем о конструкции

Входную калитку принято делать открывающейся вовнутрь. Это необходимо прежде всего для безопасности и посетителей, и хозяев: пятясь от распахивающейся створки, гость рискует попасть обувью в грязь, а то и грохнуться на проезжую часть. Также, если калитка открывается наружу, то шарниры петель окажутся на улице, что облегчит работу потенциальным злоумышленникам. В случае, если распашная калитка может быть выполнена открывающейся только наружу, петли нужно ставить противовзломные, и либо в створке сделать смотровое окошко, либо установить на входе домофон.

Ширину полотна калитки (створки без петель и запоров) берут как для межкомнатных дверей – 750-1000 мм. Суживать ее полотно до 600-650 мм, как для дверей в подсобные помещения и места общего пользования, нельзя: в калитку проходят в верхней одежде. Если же сделать шире, то случайно незапертая, она на ветру может хлопнуть так, что петли вывернет. Высоту калитки берут по высоте забора, но по тем же ветряным соображениям, не более высоты прохода над лестницей, т.е. 1,9-2 м. Между полотном калитки, столбом, на который она навешивается, и прочими элементами обрамления оставляют, в расчете прежде всего на обмерзание и снег, зазор от 6 мм со стороны петель, от 80 мм внизу и от 2 мм по остальным 2-м сторонам.

Чтобы не ставить лишних столбов, что в данном случае самое трудоемкое, один из воротных зачастую делают общим с калиткой: с одной стороны к нему крепятся воротные петли, а с другой калиточные. «Хребет» этого столба в любом случае должен быть стальным, хотя для противоположной воротины столб возможен и деревянный. Усиленный общий столб необходим также, если калитка встроена в ворота. Тогда нужно учесть и еще кое-что, см. далее.

Примечание: делать воротные столбы в виде забетонированной и залитой бетоном асбестоцементной трубы, как иногда советуют, нельзя – весь столб получается хрупким. Помните – воротные столбы не сваи, на них действуют быстрые знакопеременные динамические нагрузки и без упругой основы столбы довольно скоро или треснут, или расшатаются.

Если столбы забора цельные кирпичные, то воротные нужно класть в 1,5 кирпича при высоте воротин до 1,6 м и в 2 кирпича при большей высоте, используя специальные схемы (порядовки) 3-рядной перевязки швов для угловых столбов заборов, см. рис.

Дело это требует достаточно большого опыта каменщика, но стальные закладные детали для крепления петель все равно не всегда держатся надежно. Так что лучше будет сделать кирпичные воротные столбы, сложив их вокруг хребтины из стальной трубы по упрощенной схеме кладки для промежуточных заборных столбов; ряды кладки тогда просто чередуются в зеркальном отражении.

Кирпич в данном случае более декоративный материал, так что можно применить непрочный, но красивый облицовочный: в центральный просвет столба войдет труба диаметром до 120 мм. Закладные, которые теперь стали просто накладками, соединяются с ней кусками арматурных прутьев на сварке, см. рис. справа. Места расположения закладных и связей их с хребтиной нужно заранее рассчитать так, чтобы они пришлись на кладочные швы, иначе придется долбить в кирпичах канавки. Бетонируется труба-хребтина «по полной», не менее чем на 0,6 м ниже нормативной глубины промерзания в данной местности.

Примечание: вообще возведение и закрепление в грунте столбов и колонн – особая отрасль строительной индустрии. Бетонирование здесь требуется особо надежное. Для ворот и калиток его можно упростить, используя приемы технологии ТИСЭ, см. напр. видео ниже. Кстати, идея авторов действительно хороша, но вот грунтовать бетонируемые части стальных деталей все-таки не нужно. А мы вернемся к калитке как к таковой.

Видео: бетонирование столбов для ворот и калиток


О профнастиле

Калитка из профнастила хороша не только доступностью материала, быстротой и технологичностью изготовления, но и тем, что гофрированный стальной лист придает полотну дополнительную прочность. Считается, что вид имеют утилитарный. Однако и ворота с калиткой из профнастила можно различными спобобами облагородить, см. далее.

Деревянные калитки

Простые штакетные и реечные

Полотна калиток небольшой высоты, или ажурные, или расположенные в местах, достаточно защищенных от порывов ветра, выполняются из дерева по т. наз. каркасной схеме, хотя по-правде она не каркасная, а с несущей обшивкой: все полотно обретает расчетную жесткость только когда на «каркас» будут установлены накладные планки. Для калиток обычных размеров несущие опорные элементы делают из доски (30-40)х(130-150), а накладные планки тоже из доски (15-25)х(60-100). В таком случае «каркас» делают по Z-образной схеме, поз. 1 и 2 на рис.

Деревянные калитки

Если декоративное заполнение совсем уж субтильное и нагрузки нести не способно, каркас делают «бабочкой» или «песочными часами», в виде Х-образной опоры с поперечинами по краям. В «бабочке» под обрешетку из реек от 10х20 мм ставят 2 горизонтальные поперечины, вверху и внизу, а «песочные часы», поз. 3, под любую, хоть пленочную, отделку, обрамлены со всех сторон. Такие калитки более трудоемки, т.к. доски опоры на перекрестье врезаются вполдерева, а «песочные часы» нужно так же врезать и в обрамление.

Для калитки, вытянутой в высоту, лучшей будет Е-образная опорная конструкция, поз. 4. Особый случай – калитка из плетня. Плетень штука довольно прочная и жесткая, но не на скручивание по диагонали. В калитке земля его не сдерживает, поэтому калитку из плетня подкрепляют Λ-образной опорой. Достаточно таким образом подкрепить только нижнюю половину, поз. 5, это не лишает калитку из плетня рустикального облика, особенно когда дерево потемнеет.

Садовые и деревенские

Садовая калитка оформляется чаще всего не единообразно и выполняется ажурной. Тогда, чтобы обеспечить жесткость и прочность полотна, его делают рамным: все нагрузки берет на себя обрамление из бруса от 40х100. Его детали на стыках врезаются вполдерева на водостойком клею и стягиваются парами диагонально расположенных саморезов. Отличные рамные калитки получаются из створок старых дверей и окон под мелкое остекление, поз. 1 на рис. Под косую реечную обрешетку без врезки по перекрестьям углы рамы дополнительно подкрепляются косынками из доски (15-30)х(80-150), поз. 2. Секции рамы под разнородное декоративное заполнение разделяются поперечинами, поз. 4 и 5.

Прочная входная

Особо прочной, а при пропитке антипиренами, синтетическими смолами и выполнении из твердых пород дерева и антивандальной, будет щитовая деревянная калитка, см. рис. слева. Раму в таком случае делают из бруса от 50х150, а ее детали по углам соединяют в шип-паз. На заполнение идет шпунтованная доска от (30-40)х100. Размеры рамы берут такими, чтобы в ее окне уложилось целое число досок без учета высоты гребня шпунта. Внутри рамы по контуру выбирают паз; одна из крайних досок входит в него гребнем шпунта, а паз шпунта противоположной соединяют с пазом рамы шпонками (ламелями).

Примечание: накладные петли рамной и щитовой калиток могут быть укороченными, см. рис. справа, т. наз. полуамбарными (накладные петли полной длины – амбарные). Карточные петли использовать все равно нельзя.

Калитка – стрела

В саду особенно элегантно смотрится деревянная стрельчатая калитка, см. напр. фото на рис. справа. Калитка-стрела считается достаточно трудоемкой, но на самом деле ее несложно сделать и начинающему мастеру. Материала хватит листа фанеры толщиной 5-6 мм, а из специнструмента понадобится электролобзик и, желательно, шуруповерт.

Схема раскроя материала и сборки стрельчатого навершия калитки показана на рис. ниже. Всего понадобится 12 деталей, по 6 на сторону. 4 средних, если нужно, изнутри зауживаются под декоративное заполнение (показано пунктиром). Перед сборкой стрелы все заготовки дважды пропитываются водно-полимерной эмульсией, если фанера обычная строительная или упаковочная. «Ноги» 2-х средних деталей укорочены примерно на 100 мм для посадки на шип.

Собирается стрельчатое навершие на клею ПВА и мелких гвоздях с насечкой или саморезах. Длина крепежа 20 мм, если фанера 5 мм и 24 мм для 6-мм фанеры. Сначала собирают по 4 лицевых детали, включая укороченные под шип, а затем к ним прикрепляют по 2 оставшихся тыльных. Сбивают/свинчивают детали «змейкой» (зигзагом) с шагом 80-150 мм с отступом от края 30-40 мм. Тыльная «змейка» должна быть зеркальным отражением лицевой.

Прямые ноги «стрелы» можно укорачивать согласно общему дизайну калитки. На верхних концах ее вертикальных стоек под посадку стрелы вырезается шип. Сажают стрелу на том же ПВА и подкрепляют 4-мя диагональными парами саморезов, по 2 спереди и сзади. Задние пары должны быть зеркальным отражением передних.

Калитка и пергола

Пергола в общем смысле – строение без стен и крыши. Напр., садовая пергола может быть просто решетчатым тоннелем, по которому пущены вьющиеся растения. Классическая пергола, колоннада в 2 более ряда, увенчанная перекрещивающимися балками, стала известна в Европе благодаря древним грекам, но придумана была то ли в Древнем Египте, то ли в Персии для дворцов и храмов.

Дело в том, что классическая пергола дает довольно сильный психологический эффект доминирования сооружения и, соответственно, его владельца. На деспотичном Востоке пергола должна была подавить гордыню посетителя, прежде чем тот приблизится к трону или алтарю. Вдаваться в тонкости, почему так, здесь, к сожалению, нет возможности, но эффект этот вполне объективен, как умиротворяющее действие зеркала пруда с водяными лилиями или мысли об изобилии, внушаемые пышной клумбой.

Поэтому снабжать монументальной перголой входную калитку, как на поз. 1 рис., лучше не надо: гость может оказаться человеком, от которого зависит ход ваших дел. И ему потом невдомек будет, отчего это он утратил лояльность к вам, а вам – отчего все вдруг пошло враздрызг.

В менее авторитарной Европе это поняли сразу, и перголу, увив для смягчения прессинга цветами, перенесли в уголок отдыха сада, куда гости допускаются по выбору хозяина. Кроме того, как только была изобретена арка, ею стали увенчивать перголу, поз. 2; округлое навершие существенно смягчает эффект доминирования. В покоях перголу заменили анфиладой, внушающей ощущение величия, не унижая достоинства.

Если по общему дизайну все-таки требуется классическая пергола на входе, то ее нужно делать зрительно возможно более легкой, а забор и калитку – ажурными и как можно ниже, поз. 3. Открытость сведет доминирование перголы на нет. Еще вариант – однорядная пергола, несколько стилизованная под буддистско-синтоистскую кумирню, поз. 4. Она навевает чувство умаления слабее и ассоциируется оно уже с высшими силами, что не обидно никому в здравом уме.

Металлические калитки

Основой металлической калитки является металлопрофиль; как правило – квадратная стальная труба 60х60(2-3). Из нее сваривают прямоугольную раму по размерам полотна калитки. Для усиления под обшивку профнастилом достаточно 1-й поперечины из той же трубы, расположенной посередине высоты полотна. Если применена круглая водопроводная труба, для усиления под профлист нужно поставить диагональное ребро жесткости и укрепить углы косынками от 200х200 до 300х300 из стального листа 3-5 мм. В таком случае, при обшивке листом толщиной 1,5 мм с волной 15х150, можно довести ширину полотна до 1,5 м, это уже настоящая створка ворот, см. рис.

Как устроена металлическая калитка под любое другое декоративное заполнение, в т.ч. и деревянное, см. рис. ниже: раму дополнительно усиливают такой же поперечиной, но из профтрубы 40х25(1,5-2), и 2-мя подкосами от середины к внешним углам.

Элементы усиления приваривают ребром к обрамлению заподлицо с внутренней плоскостью рамы, это даст углубление для монтажа заполнения. Под него же из мелких частей (напр. реечную решетку) внутри по контуру рамы монтируют ту же трубу 40х25(1,5-2), или стальной уголок.

Калитка такой конструкции, обшитая обрезками металлосайдинга, смотрится вполне прилично, см. рис. справа. А на обшивку садовой или другой, к которой вандалам не добраться, пойдут остатки любого наружного отделочного материала: пластиковой вагонки, блокхауза и т.п.

Примечание: стальная створка калитки даже без обшивки весит более 20 кг. Поэтому, имея в виду те же внезапные ветровые нагрузки, петли для нее нужно брать гаражные, см. рис. слева. Для калитки достаточно петель диаметром (16-20)х120 с шариковым упором. Более мощные на опорном подшипнике, разумеется, не помешают.

«Самая полная» схема усиления металлической калитки, рассчитанная на любую обшивку и на эксплуатацию в максимально жестких условиях, оказывается не намного более материало- и трудоемкой: дело сводится к короткому дополнительному подкосу на каждый угол и монтаже калитки на отдельном столбе. Чертеж каркаса металлических ворот с калиткой на все случаи жизни приведен на рис. ниже.

Изготовление таких ворот с калиткой имеет некоторые особенности, а именно: сначала делают самые ворота, с точной установкой столбов, проверкой на открывание-закрывание и пр. Затем – технологический перерыв в 20 суток, пока бетонные фундаменты воротных столбов не наберут 75% прочности; тем временем можно сделать и калитку со столбом. Полотно ее временно фиксируется намертво в закрытом состоянии болтами или струбцинами. Обшивку ворот и калитки не пока не делают.

  • Столб с калиткой ставят в скважину;
  • Выравнивают по вертикали в поперечной плоскости, фиксируя деревянными вкладышами;
  • Створку калитки придвигают к столбу ворот, подкладывают под ее край твердые прокладки, обеспечивающие необходимый эксплуатационный зазор, см. выше, и фиксируют струбцинами;
  • Столб калитки выставляют по вертикали в продольной плоскости, контролируя одновременно, не сбилась ли установка в поперечной плоскости, т.е. пользуются 2-мя отвесами;
  • Фиксируют столб калитки окончательно и бетонируют;
  • Обшивку всех створок и монтаж фурнитуры производят не ранее чем через 7 суток (при +18 в тени) после схватывания бетона в фундаменте столба калитки.

Калитка в воротах

Много работы и немало денежных средств сэкономят ворота с калиткой, встроенной в створку ворот. Правда, касается это только ворот металлических распашных. Калитка, встроенная в сдвижные или подъемные ворота, настолько усложняет их самостоятельное изготовление, что, пожалуй, лучше поставить дополнительный столб. Если же ворота распашные, то калитка в их створке делается по следующим правилам, см. справа на рис. ниже:

  1. Прилежащий к калитке столб делается стальным усиленным (труба от 100х100х4) и бетонируется не менее чем на 1,2 м независимо от глубины промерзания.
  2. Ширина створки калитки делается не более половины ширины створки ворот.
  3. Схема усиления створок ворот сохраняется, но на воротине с калиткой как бы сжимается по горизонтали.
  4. Каркас калитки выполняется с поперечиной из основной трубы (60х60х3) и парой диагональных ребер жесткости из трубы 40х25х от середины к внешним углам.

С деревянными воротами дело обстоит несколько сложнее: поставить калитку в створку деревянных ворот без потери общей прочности в таком случае возможно, только если ворота из прочного твердого (и дорогого) дерева. Если же ворота из обычной хвойной древесины, то калитку нужно навешивать рядом, и общий для нее и ворот столб должен быть стальным, забетонированным на полную глубину. В том и другом случае створки ворот и калитки выполняются рамными с дополнительной диагональной связью жесткости (см. слева на рис.) из бруса от 150х50.

Разные калиточные разности

Портал

Портал калитки совсем не обязательно пергола, она только в последнее время вошла в моду. Чаще всего над калиткой делают навес (козырек) от дождя, слева на рис. Лишнего места снаружи (которое уже не собственность хозяина) он не требует, но гостю удобно, и есть причина уважать владельца. По старым правилам гостеприимства считалось хорошим тоном, если портал-навес калитки выведен наружу не менее чем на 3-4 фута (ок. 0,9-1,2 м). Внутрь – сколько угодно, хоть сплошным тоннелем до крыльца.

Примечание: из современных материалов для кровли портала-навеса лучше всего подходит сотовый поликарбонат. сравнительно недороги, технологически доступны для изготовления своими руками, прочны, долговечны, эстетически хорошо согласуются с забором, воротами и калиткой из любого материала или их сочетаний.

Вторая разновидность калиточных порталов – конструктивно-технологические. Такие призваны прежде всего обеспечить прочность капитального каменного забора, справа там же. Снабдить капитальный портал калитки навесом никем, нигде и никак не возбраняется.

Заборы с воротами и калитками из сетки не весьма эстетичны, ничего от взгляда не загораживают, но недороги, технологически не сложны, мало трудоемки и более прочих ремонтопригодны. Поэтому ими чаще всего ограждают хоздворы, помещения для продуктивных домашних животных и т.п. Для обшивки ограждения используют преимущественно сетку Рабица как более технологичную и прочную.

Особенность створок ворот и калиток из сетки в том, что обшивка, с одной стороны, сама никакой нагрузки нести не способна; с другой – что свободно продувается и ветровых нагрузок дает очень мало. Поэтому каркасы створок можно делать из уголка от 40х40 для калитки и от 60х60 для ворот. Но в обоих случаях усиление должно быть в виде хотя бы 1-й полной диагональной связи, как в калитке на раме из круглой трубы, из того же уголка, см. рис. Воротные столбы – круглая труба от 100 мм диаметром или квадратная от 60х60х3.

Кованые калитки

Хорошая калитка ручной ковки на заказ, слева на рис., обойдется по теперешним ценам вряд ли дешевле 35-40 тыс. руб. И тем не менее, кованая калитка, причем уникальная, для домохозяина среднего достатка может оказаться вовсе не такой уж недоступной роскошью.

Из ленивых кузнецы не получаются. Кузнечных дел мастера в свободное время понемногу куют из остатков и обрезков вензеля, цветы и т.п. на продажу. Большая работа то ли будет, то ли нет, а мелкие кованые декоративные элементы всегда найдут сбыт. Вот их-то и можно приобрести по достаточно приемлемым ценам. Есть в продаже и декор для ворот с калитками, кованый (точнее – штампованный) в производственных условиях, но такие изделия однотипные все одинаковы, а ручная работа есть ручная работа.

Калитка, обшитая самым что ни на есть утилитарным гладким стальным листом, с наложенной на нее штучной ковкой, приобретает совсем иной вид, в центре на рис. Особенно хорошо сочетается ковка с деревом. Взгляните, что справа на рис. Для придания респектабельности совсем непритязательной штакетной калитке на Z-каркасе достаточно всего 3-х небольших кованых деталей. Вот уж действительно, дешево и сердито.

Аккуратный забор с красивыми воротами и калиткой – запоминающаяся визитная карточка владельца.

Их внешний вид характеризует хозяина, показывает его состоятельность и хозяйственность, ведь забор и ворота – это первое, что видят гости и прохожие.

Хорошая калитка, а если еще с элементами декора, стоит не дешево. Цена зависит от выбранного материала и от цены за работу, обычно работа выходит как материал.

Чтобы сэкономить на работе нужно занть, как сделать металлическую .

Выбор материала

Если забор кирпичный, то материал, из которого будет сделана калитка, не принципиален, если забор , то и калитку лучше делать из него.

Калитка должна выделяться на фоне забора, но при этом гармонировать по цвету и материалу. Для того что бы сразу знать, какое количество материала понадобится, можно предварительно набросать чертежи будущей калитки.

Материал для калитки:

  1. Заготовки металлические, металл должен быть высокоуглеродистым, это предотвратит быструю коррозию.
  2. Для столбов подойдут трубы или профиль диаметром не меньше 100 мм.
  3. Труба профильная или уголок для рамы калитки.
  4. Лист металла толщиной от 1,5 мм или лист металлопрофиля для обшивки.
  5. Завесы металлические желательно с подшипниковым механизмом.
  6. Замок.
  7. Грунтовка.
  8. Краска.
  9. Жидкость для антикоррозийной обработки.

Инструменты для работы:

  1. Для разметки понадобится нить, отвес и рулетка.
  2. Сварочный аппарат полуавтоматический мощностью 220 Вт.
  3. Бур ручной, если есть, либо лопата.
  4. Кувалда для забивания столбов.
  5. Шуруповерт и дрель для крепежа обшивки к каркасу.
  6. Болгарка для нарезки металла и зачистки швов от сварки.

Монтаж столбов

Столбы – это несущая часть, которая удерживает всю конструкцию ворот или калитки. Длина столбов должна превосходить высоту общей конструкции на 1 метр, чтобы их можно было заглубить в землю для надежной устойчивости.

Буром в земле необходимо сделать две скважины на расстоянии около 1 м, глубиной примерно 50-70 см. В эти скважины вставляются столбы и кувалдой вбиваются дополнительно на 30 см.

После, столбы выставляются по уровню вертикально и в основании заливаются бетоном. Что бы придать дополнительной жесткости столбам, в верхней части их сваривают поперечным профилем.

Сбор каркаса

Размер каркаса будущей калитки необходимо делать меньше ширины проема столбов на 5-8 см для комфортного поворота створки. Расстояние от земли до створки калитки должно быть от 15 до 20 см, это необходимо на случай выпадения снега.

Металлический каркас варится из профиля или уголка толщиной металла от 3 мм. Профиля свариваются между собой на углах рамы. Чтобы рама была жесткой, посередине приваривается дополнительно поперечная планка.

В получившихся половинах рамы привариваются дополнительно по одному профилю наискось таким образом, что бы они между собой напоминали латинскую букву “Z”. После, ко всем стойкам готовой рамы и дополнительным ребрам жесткости будет крепиться обшивка из металлопрофиля или железа.

Подготовительные работы являются очень важной частью. Перед тем как начать варить раму, необходимо сделать нарезку заготовки болгаркой по размерам, убрать заусенцы на местах срезов, обезжирить срезы бензином или специальным раствором. И далее на ровной, заранее подготовленной поверхности начинать варить.

Поверхность, на которой вы собрались осуществить своими руками сбор рамы, должна быть обязательно ровной, если этого не будет, то может получиться перегиб на одном из углов, и рама примет форму пропеллера.

После, как рама готова, к ней привариваются завесы. Они состоят из двух частей, одна часть приваривается к раме двери, вторая – к столбам. Желательно, чтобы завесы были с подшипниковым механизмом.

Обшивка каркаса

Для обшивки лучше всего взять лист оцинкованного металла или окрашенный лист металлпрофиля, он не поддается коррозии и прослужит долгий период.

Из листа металла, который был заранее приготовлен, вырезается по размеру сваренного каркаса калитки, целый кусок. Если нет такого большого куска металла и вырезать целый кусок не получается, то постарайтесь вырезать так, чтобы шов соединения кусков металла приходился на среднюю поперечную планку рамы.

Далее, своими руками, прижимая плотно лист металла к каркасу, прихватываете его по периметру. Если выбрали лист металлопрофиля или оцинкованный металл, то прикрепляете его с помощью заклепок или саморезов с применением дрели и шуруповерта.

Врезка замка и ручки

После того, как закончили с обшивкой, необходимо врезать замок. Для ворот лучше всего подходит на три ригеля, которые выдвигаются в замковую часть рамы. Ручку можно выбрать в комплекте с замком или отдельно, все на усмотрение хозяина.

Декорирование

Чтобы украсить получившуюся калитку, на внешнюю сторону можно приварить различные кованые изделия. Такие изделия в различных строительных магазинах и супермаркетах имеются в большом ассортименте. Можно выбрать то, что понравится, и своими руками сделать любой узор или композицию.

Завершающий этап

Когда новая калитка на месте, все детали прикручены, узор из декоративной ковки приварен, необходимо зачистить все металлические поверхности и сварные швы от следов ржавчины, и вскрыть это все преобразователем ржавчины. После того, как преобразователь возьмется белой пленкой, его необходимо стереть ветошью, а все металлические части прогрунтовать. Когда грунтовка подсохнет, нанести поверх краску в два слоя.

Вот и все, наша калитка готова!

Выше описанный метод для сбора калитки своими руками подходит также и для ворот. Принцип сборки одинаков практически для всех материалов.

Очень привлекательно смотрятся , дерева и металла. Если вы решили делать ворота или калитку из дерева, то заранее нужно предусмотреть инструменты по обработке дерева и в конце сделать необходимые мероприятия для его защиты от вредителей и влияния природных факторов.

Важно подумать об изготовлении ограждающей конструкции, а также установке ворот с калиткой. Существует несколько вариантов реализации последнего. Например, можно изготовить калитку отдельно от ворот или встроенную в «тело» каркаса ворот. Независимо от выбранного вами варианта, калитка должна быть достаточно прочной и надежной. Если говорить за качество и надежность, то калитка из металла не имеет себе равных. Изготовление калитки из металла позволяет проявить фантазию, так как существует немало интересных методов как ее оформить. Даже можно включить в конструкцию калитки из металла элементы ковки, что придаст ей особого шарма.

Подготавливаемся к работе

Итак, если вы хотите сделать качественную, красивую и надежную калитку, то важно выполнить хорошую подготовку. Если вы хотите включить для забора и калитки из металла элементы ковки, то их лучше всего заказать в специализированной фирме.

В целом же, железную калитку вполне реально сделать самостоятельно. Для этого можно с успехом использовать профильную трубу или металлопрофиль. Однако, в вашем случае это будет возможным, если у вас есть навыки в работе со сварочным оборудованием. Если таких навыков нет и тем более подходящего оборудования, то можно пригласить знакомого и помогать ему. Так, вы сможете изрядно сэкономить, если бы пришлось обращаться в специализированную компанию.

Итак, для выполнения работ, вам необходимо иметь следующее оборудование:

  • Сварочный аппарат.
  • Специальный защитный костюм для проведения сварочных работ.
  • Защитная маска сварщика.
  • Болгарка с отрезными и шлифовальными кругами.
  • Молоток.

Это, пожалуй, основной набор инструментов и материалов.

Напоминание! Не стоит пренебрегать средствами защиты. Работа со сварочным оборудованием связано с высокой температурой. Поэтому всегда существует риск получения травмы.

Изготавливаем проект

Калитка из металла своими руками прежде всего должна быть грамотно спроектирована. Основой любой калитки из металла является каркас. Поэтому важно подготовить все необходимое для него. Более того, вам заранее следует определиться с размерами будущей двери из металла. Стоит заметить, что она не должна быть выше всего забора, со стороны это выглядит не очень красиво. Хотя в этом вопросе нет жестких требований у каждого, свое видение.

Итак, изготовление надежной калитки из металла требует подготовки следующего:

  • Материал для столбиков. Преимущественно используется металлическая профильная труба или прочный металлический уголок.
  • Также потребуется приобрести материал для ее обшивки. Часто металлические калитки обшивают металлопрофилем. Как вариант, можно обшить деревянными досками.
  • Антикоррозийная жидкость. Ее следует обработать все элементы конструкции, чтобы значительно продлить ее эксплуатационный срок.
  • Хорошего качества грунтовка для металла.
  • Также подготовьте надежные металлические петли для установки двери.
  • Необходимый материал для изготовления калитки, это может быть профильная труба прямоугольного или квадратного сечения.
  • Также потребуется дополнительная фурнитура, такая как замок, ручка и другие элементы.

Установка столбов опоры

Основной несущей частью ворот и дверей являются столбы опоры. Учитывая это, они должны быть надежными и прочным. Они должны справляться с нагрузкой от веса калитки. Монтаж столбов опоры выполняется очень просто. Осуществляете разметку, согласно заранее приготовленному проекту. Отверстия в земле можно сделать садовым буром, глубиной до 1 м.

Дно траншеи обязательно должно засыпаться щебнем, который тщательно трамбуется. Прежде чем установить металлические столбы опоры, следует обработать их антикоррозийным составом. После этого, опускаете столбы в выкопаную яму и выставляете их строго по уровню. Также можно использовать отвес.

Совет! Для большей эффективности, можно установить временные распорки, которые зафиксируют столб в идеально ровном положении. Это позволит не отклониться от вертикали в процессе бетонирования.

Когда столбы опоры выставлены, пришло время бетонирования. Приготавливаете бетонную смесь и заливаете ею столбы опоры. После этого, следует оставить столбы на несколько дней, чтобы бетон мог схватиться.

Изготавливаем каркас из металла

Далее можно приступить к изготовлению каркаса. Сделать его можно из уголка толщиной от 3 мм или профиля. Выкладываете заготовки на ровной горизонтальной поверхности и свариваете в углах между собой. У вас должен получиться прямоугольный каркас.

Совет! Не торопитесь приварить все основательно. Сначала нанесите прихватки, проверьте диагонали, а после можете окончательно все обварить. Это позволит избежать перекоса.

Дополнительно рекомендуется приварить диагонали или поперечины для усиления всего каркаса. Металлическая калитка подгоняется по размеру, который у вас запроектирован. После окончания сварки все сварные швы обрабатываете шлифовальным кругом на болгарке. Так, вы сделаете углы красивыми и гладкими. Также дополнительно по «телу» каркаса проверьте, чтобы не было никаких заусениц и прочее.

На следующем этапе привариваются навесы. Они состоят из двух частей. Одна из них приваривается непосредственно на столб опоры, а вторая на калитку из металла. Для удобств вначале рекомендуется приварить навесы к калитке. После приставить калитку к столбам опоры и поставить на них отметки. Далее навесы привариваются на столб. Створку из металла можно вешать.

Пока калитка еще не весит ее будет удобно покрасить. Первым слоем наносите грунтовку, а после по необходимости один или два слоя краски. Только после полного засыхания краски, можно осуществлять один из заключительных этапов - обшивка каркаса.

Обшивка каркаса из металла

Сегодня существует немало идей того, как и чем можно обшить калитку. Например, в этой статье, вы сможете просмотреть готовые варианты металлических калиток из металла на фото. Преимущественно используется металлопрофиль. Этот материал устойчив к образованию коррозию, так как имеет специальное антикоррозийное покрытие.

Крепится металлический профиль к каркасу из металла при помощи специальных заклепок или саморезов. Для этого лист профиля вырезается по размеру, а после прикладывается к каркасу. В отмеченных местах просверливаются отверстия, а после закручивается саморез. Шляпку самореза можно подобрать по цвету металлопрофиля.

Заключение

Итак, как видно, металлические калитки из металла сделать своими руками вполне по силам. Самое главное условие- знать последовательность всех работ. Дополнительно предлагаем вам ознакомиться с видеоматериалом, который наглядно покажет, как выполнить все работы самостоятельно. Плюс ко всему, можно калитки из металла в этой статье на фотографии. Возможно, вы сможете взять одну из идей для своего случая. Надеемся, что этот материал поможет вам в том, чтобы сделать красивую и надежную калитку из металла.