03.03.2017

Шаги от «А» до «Я» для новичков и опытных

Проект : комплекс спланированных действий, предпринимаемых для решения проблемы определенной целевой группы, ограниченных по времени и ресурсам, с конкретными результатами.

Социальный проект : программа реальных действий, цель которого направлена на решение актуальной социальной проблемы в обществе, а задачи - на позитивные результаты и изменения в обществе.

Основные требования, которым должен отвечать проект:

актуальность – причина, основания реализации проекта должны соответствовать требованиям времени, отдельной целевой группы или иным аспектам, объясняющим появление идеи проекта;

время – проект должен быть ограниченным по времени;

ресурсы – проект должен иметь четкое описание потребностей;

оценка качества и результатов – шкала оценки эффективности проекта определяется в соответствии с вашими целями, но результаты, к которым вы стремитесь, должны быть четкими, поддающимися анализу и осмыслению.

Проекты бывают простыми и сложными, кратко- и долгосрочными, с ограниченным и солидным бюджетом, рискованными и с вполне управляемыми рисками, с разными результатами. В любом случае проект направлен на решение какой-либо определенной проблемы. Проект должен быть системным, логичным и адекватным, то есть каждый раздел должен соответствовать всем остальным (задачи должны соответствовать цели, механизм – цели и задачам, бюджет – цели, задачам и механизму и т.д.).

Как написать и оформить проект? Шаги от «А» до «Я»


Шаг №1: Определитесь с идеей, проанализируйте проблему.

Что бы вы хотели изменить?

Чего и каким способом (в самом общем плане) бы вы хотели достичь?

Какую проблему хотите решить?

Записали ответ → перешли к определению сферы проектной деятельности, определению проблемы, над которой вы будете работать.
Проанализировали проблему → определили, что хотите изменить → возникла проектная идея → переход к детализации и описанию проекта.

Шаг №2: Пишем цель проекта.

Цель - общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель - образ действий по достижению желаемого результата.

Цель должна формулироваться так, чтобы её достижение полностью решало возникшую проблему. Формулировка цели должна опираться на формулировку проблемы. Можно сказать, что цель - это проблема наоборот.


Задайте вопросы для цели своего проекта:

Есть ли точное выражение того, что именно должно быть в итоге реализации проекта?

Сможем ли мы увидеть и измерить результаты проекта в целом и его отдельных частей?

Реальна ли поставленная цель? Возможно ли достижение заявленной цели с учетом имеющихся ресурсов?

Какая польза или выгода будет получена в результате достижения цели командой проекта, другими заинтересованными сторонами?

Шаг №3: Пишем задачи проекта.

Задачи проекта - это конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации к лучшему, это шаги для достижения цели.

В ажно помнить! Задач может быть несколько, все задачи - шаги к достижению цели, связанные между собой и связанные с целью проекта.

Используйте глаголы . Например, если вам надо построить дом, то задачами будет: заложить фундамент, возвести стены, построить крышу, провести коммуникации, сделать внутреннюю отделку и т.д.

Проверьте . Задачи должны полностью «закрывать» решение проблемы (поставленную цель).

Проанализируйте . Задачи должны быть результативными (в итоге изменения после проекта складываются из конкретных результатов).

Шаг №4: Проверяем цель и задачи по критерию smart.

Смотрим на нашу цель и задачи, проверяем их по критерию SMART, при необходимости корректируем.

Конкретность (specific)

Измеримость (measurable)

Достижимость (achievable)

Выгодность (rewarding)

Временные рамки (time bound)


Например: Цель: «Строительство дома» - может быть конкретизирована по критерию SMART следующим образом: «Строительство и сдача в эксплуатацию 2-этажного, 6-квартирного дома для семей молодых специалистов поселка Вычегда ко второму кварталу 2014 года».

Шаг №5. Из задач строим логическую цепочку действий.

Определили цель и задачи → Приступаем к планированию: как все это будет.

Из каждой задачи строим логическую цепочку действий: как мы добьемся результата. Иногда помогает нарисовать всю цепочку действий и заданий, чтобы понять логику проекта по каждому из направлений.

Например, если мы говорим о строительстве дома для семей молодых специалистов, то блоки задач у нас могут быть связаны с:

непосредственно строительством

согласованиями с органами государственной власти

с работой с целевой аудиторией – семьями молодых специалистов

работой с прессой по PR проекта и события в целом.

Эта логическая цепочка поможет нам написать план-график проекта в его логической последовательности.


Шаг № 6. Пишем план действий, график выполнения работ.

План определяет порядок выполнения всех работ: он описывает, что, кто и когда будет делать, в логической последовательности + дает понять, какие ресурсы необходимы. При планировании можно использовать различные формы, графики, планы.

Например: План реализации проекта. Пример №1

План реализации проекта. Пример №2

План реализации проекта. Пример №3

Также полезно будет сделать сетевой план – график.

Шаг №7. считаем, сколько будет стоить наш проект.


Каждый этап реализации проекта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов:

сколько денег требуется для реализации проекта? На что они будут потрачены?

из каких источников предполагается получить деньги? Гранты, субсидии, спонсорские средства, иное?

Этот раздел проекта должен очень точно соотноситься с другими разделами проекта, особенно с механизмом реализации и календарным планом проекта.

Возможный вариант сметы расходов в рамках проекта:

Наименование статей и расходов

Расчет суммы затрат

Финансовые затраты по проекту

Имеющиеся средства

Запрашиваемые средства













«Бюджет» (смета) должен быть расписан по статьям.

Основные расходы:

аренда помещений и коммунальные платежи

командировочные и транспортные расходы

оборудование

связь и коммуникации

проведение специальных мероприятий

издательские расходы

расходные материалы

и другие прямые расходы, которые непосредственно идут в рамках вашего проекта.

«Прочие расходы» - это необязательная статья, которая включается в бюджет, если имеются расходы, не получившие отражения в других статьях. Данная статья должна быть особенно тщательно аргументирована.

«Оплата труда» - включает непосредственно заработную плату персонала проекта и привлекаемых на время по договору специалистов, а также “Начисления налогов на доходы” – 35,8% от общего фонда оплаты труда персонала и привлеченных специалистов.

Необходимо обратить особое внимание на три последних столбца в бюджетной таблице: «имеющиеся средства», «запрашиваемые средства», «итого». В столбце «имеющиеся средства» должны указываться те средства, которые вы, ваша организация вкладываете в реализацию проекта. Например: привлечение добровольцев в качестве персонала или привлеченных специалистов - должно быть обязательно отражено в статье бюджета «оплата труда» в столбце «имеется», причем, сумма будет соответствовать тем расходам, которые понесла бы организация, если бы в реализации проекта вместо добровольцев участвовали оплачиваемые специалисты.


Если организация, вы или спонсоры предоставляют для реализации проекта какую-либо оргтехнику, то в столбце «имеется» стоит указать её примерную стоимость с учетом срока эксплуатации.

В столбце «требуется» останется указать размер средств, которых недостает организации для реализации проекта.

Шаг №8. Пишем результаты.

При составлении плана действий и расчете бюджета у нас может возникнуть понимание, что результаты могут быть еще больше, чем мы планировали. Важно, чтобы наши результаты соответствовали цели проекта.

В проекте результаты можно прописывать текстом, здесь мы предлагаем вам заполнить рабочий листок по определению результатов:

Количественный результат (что будет сделано?) - фиксирует количество оказанных услуг, участников мероприятий, получателей конкретной помощи, количество выпущенных книг и т.д.

Качественный результат (что изменится?) - должен отражать позитивные изменения, которые произойдут в результате проведения мероприятий, оказания услуги и т.д.

Эффективность - соизмеримы ли полученные результаты с затраченными усилиями.

Критериями оценки эффективности проекта являются результаты, которые демонстрируют, насколько хорошо разработчики понимают, к чему они стремятся, и как будут этого достигать.

Шаг №9. оформляем проект.

Оформленный проект обычно содержит следующие разделы:

Краткая аннотация проекта: кратко опишите вашу идею (3-5 предложений), цели, результаты (не более 1 листа А4, 12-14 шрифт)

Подробное описание проекта:

Актуальность проблемы, почему именно ваш проект важен и нужен.

Цели и задачи проекта.

Целевая группа проекта: на кого рассчитан ваш проект, для кого вы его делаете.

Механизм реализации проекта: этапы, содержательная деятельность, мероприятия и т.д.

Календарный план реализации проекта (помните про наглядность, графики приветствуются).

Бюджет (смета).

Конкретные ожидаемые результаты (количественные и качественные), критерии и методы оценки результатов, эффект проекта в долгосрочной перспективе.

Возможное дальнейшее развитие проекта, если предполагается.

приложения (фото-материалы, схемы, эскизы и т.д.)

Оформление текста проекта также важно, как и его содержание. Используйте крупный шрифт (не менее 12) и полуторный интервал. Выделяйте главное, структурируйте текст, чтобы его было легче читать, используйте заголовки и подзаголовки, жирные шрифты и подчеркивания, маркированные списки и т.д.


Если вам необходимо сделать презентацию:

на каждый раздел не более 1-2 слайдов;

шрифт должен быть максимально крупным и читаемым даже издалека, заголовок и текст слайдов презентации должны быть напечатаны одним шрифтом, размер шрифта в презентации рекомендуется использовать не менее 20;

при использовании светлого фона шрифт должен быть черного или очень темного оттенка других цветов (коричневый, синий); при использовании темного цвета фона шрифт - белого цвета;

Шаги

Часть 1

Выбор проекта

    Начинайте работу заблаговременно. К выполнению задания всегда следует приступать сразу после его получения. Ведь неспроста ваш учитель отвел на него столько времени; именно столько вам потребуется для успешной реализации проекта. Сразу возьмитесь за составление плана, чтобы у вас получилось успеть все задуманное. Так вы избавите себя от бессонных ночей перед сдачей проекта.

    Ознакомьтесь с заданием. В нем содержится подробное описание стоящей перед вами задачи. Абстрагируйтесь от всего постороннего и внимательно вчитайтесь в задание. Если учитель еще не сделал этого, то разделите проект на составляющие, чтобы вы точно понимали, что от вас требуется.

    • Например, вы можете получить такое задание: «Выполнить презентацию на тему Гражданской войны в США. Можно выбрать одно сражение, идею, речь, поворотный момент или сосредоточиться на войне в целом. Не забывайте о важных датах и действующих лицах».
    • Такой проект можно разбить на несколько частей: 1) Наглядное представление Гражданской войны. 2) Центральная тема проекта. 3) Важные даты. 4) Ключевые действующие лица.
  1. Проработка идей. Мозговой штурм позволяет изложить ваши идеи на бумаге. Как правило, человек записывает приходящие в голову мысли и устанавливает между ними связь, чтобы запустить творческий процесс. Такая практика помогает сосредоточиться на желаемой идее, а также обдумать то, что еще не приходило вам в голову. В процессе мозгового штурма можно задействовать ряд эффективных методов.

    Выберите тему. Поборите возможное стремление взять объемную тему (например, осветить всю Гражданскую войну) и постарайтесь сузить затрагиваемый вопрос. Так вы не утонете в море фактов и деталей.

    Выберите способ представления проекта. В нашей статье рассматривается пример с презентацией, поэтому важно решить, какое наглядное отображение получат ваши идеи. Если вы выбрали несколько важных событий, то можно использовать временную диаграмму. Если в основе вашей работы заложены географические аспекты (например, сражения), то можно разработать детальную карту. Презентация должна строиться вокруг центральной идеи.

    • Как насчет трехмерного представления? Можно попробовать выполнить трехмерную карту сражений с демонстрацией передвижения войск.
    • Также можно попробовать сделать скульптуры из папье-маше. Вполне можно сделать даже Авраама Линкольна и рассказать вашу историю с помощью его цитат.

Часть 2

План работ
  1. Сделайте набросок. Определив способ реализации проекта, самое время сделать набросок. Вам потребуется план и визуальная презентация каждого пункта. Также определитесь с информационным наполнением проекта, для чего потребуется исследовательская работа. Сделайте заметки по нужной информации.

    • Начните с центральной темы, которую вы собрались освещать. Если это Геттисбергская речь, то вынесите это в заглавие в верхней части листа.
    • Далее разделите центральную тему на подразделы. Можно назвать их «Историческая подоплека», «Место произнесения» и «Влияние на ход войны».
    • Под каждым подразделом перечислите ключевые моменты. Например, под «Исторической подоплекой» можно написать дату, предшествовавшее сражение и причины, побудившие Линкольна выступить со своей речью.
  2. Составьте список необходимых материалов. Перед началом работы необходимо иметь под рукой список необходимых материалов, начиная от материалов исследования и заканчивая художественными принадлежностями. Сгруппируйте их по месту нахождения – дом, библиотека и магазин.

    Распределите время. Проект должен состоять из подзадач. Разделите ваше задание на удобные в работе порции: «сбор материалов», «информация по речи», «написание текста», «художественные работы» и «окончательная сборка».

    Соберите все, что вам нужно. Потратьте время на то, чтобы собрать все необходимые материалы в одном месте. Если вам нужно съездить в магазин, то попросите родителей подвезти вас. Соберите все материалы в месте работы над проектом.

Часть 3

Сбор информации

    Определите необходимые источники информации. Какие источники вам будет предпочтительнее всего использовать? Так, для проекта по истории лучше всего подойдут книги и научные статьи. Еще можно ознакомиться со статьями в газетах, чтобы почувствовать дух того времени, а также почитать личную переписку известных деятелей.

    Определите необходимое количество источников. При выполнении всестороннего проекта в старшей школе вам потребуется больше источников, чем для ученика средней школы. В первом случае следует использовать не менее восьми-десяти источников, тогда как во втором можно обойтись одной-двумя книгами.

    Наведайтесь в библиотеку. Библиотекарь станет вашим гидом среди доступных материалов. Например, для поиска книг можно воспользоваться общим каталогом. Для поиска научных статей вам потребуется специализированная база данных, которая находится в другой вкладке.

    Отсекаем лишнее. Собрав солидное количество материалов, их следует рассортировать и оставить только действительно важные. Некоторые статьи или книги могут лишь косвенно касаться вашей темы и без них ваша работа ничего не потеряет.

    Делайте заметки и ссылайтесь на источники. Всегда делайте заметки по теме. Не теряйте важные детали, при этом старайтесь выражать мысль собственными словами. При составлении заметок важно указывать библиографические данные использованного источника.

Часть 4

Завершение проекта

    Напишите текст. Ваш проект будет включать текст, представляющий освещаемые идеи. Укажите места расположения текста на вашем наброске. Для написания текста используйте собранные материалы, при этом формулируйте мысли собственными словами. Также не забывайте ссылаться на источники, чтобы было понятно, откуда взята конкретная информация.

    Нарисуйте или начертите ваш проект. Если вы замыслили художественный проект, то начинайте рисовать или выполнять чертежи отдельных частей. При использовании материала вроде папье-маше приступайте к созданию скульптурных композиций. Для выполнения компьютерной презентации начните с создания необходимых документов или сбора изображений.

Уважаемые дети и родители!

Данный проект, как и все другие должен иметь определённую структуру.

Первый лист - титульный

На титульном листе вверху пишется полное наименование учебного заведения:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15

с углублённым изучением отдельных предметов

г.Заринска Алтайского края

В центре титульного листа пишется тема проекта

Тайна моего имени

Тайна имени … (конкретно какого имени)

Может быть и другая тема, но в рамках этого проекта. Выбранная Вами тема должна быть обязательно раскрыта в содержании.

Здесь хорошо использовать фотографию или иллюстрацию по теме.

Ниже темы справа пишется, кто выполнил проект:

Выполнил (а):

ученик(ца) 3В класса

Иванов Максим

В самом низу титульного листа пишется название города и год выполнения проекта:

На втором листе пишутся цель и задачи проекта

Цель (всегда одна и вытекает из темы): например, изучить тайну (или происхождение (это зависит от формулировки темы) имени «Максим».

Задачи - это те шаги (ступеньки), которые нужно сделать, чтобы достичь цели. Задач всегда несколько.

Например, в данном проекте задачи могу быть такими. (Сразу смотрим, как оформляем)

Задачи:

1)изучить в справочной литературе значение имени «Максим»;

2)сравнить толкование имени «Максим», данное разных справочниках;

3)узнать, какие литературные герои и известные герои носят имя «Максим» и найти интересные сведения об этих людях;

4)сравнить, что общего между мной и известными людьми и литературными героями, которые носят имя «Максим»;

5) подобрать занимательный материал, в котором упоминается моё имя (или: стихи, пословицы, скороговорки, ребусы и т.п.);

Здесь указаны примерные задачи, которые сформулированы на основе заданий 3, 4 со с.19. Вы можете формулировать задачи, исходя из того, что хотите рассказать в проекте. Задач может быть меньше. Например, две.

Третий и следующие листы

Начиная с третьего листа, раскрывается само содержание темы в строгом соответствии с задачами.

В работе должно быть, как минимум, столько абзацев, сколько задач, т.е. ответ на каждую задачу начинаем писать с красной строки.

Текст желательно сопровождать фотографиями и рисунками.

Важно! Содержание проекта должно быть не просто скачанным с Интернета, а изложено простым языком, доступным для детского понимания, пересказа и, если нужно, ответов на заданные слушателями вопросы. Объём проекта также должен соответствовать возрасту и возможностям ребёнка.

На предпоследнем листе пишутся выводы.

Выводы - это, как бы, ответ на каждую задачу. Сколько задач - столько должно быть и выводов.

Например, выводы, которые могут быть в проекте, если в нём вышеуказанные задачи.

Выводы:

1)существует достаточно много литературы, в которой толкуется значение имени «Максим»;

2)толкование моего имени в разных справочниках очень похоже (или отличается, или др.вывод);

3)моё имя носят …….

4)у меня много общего с … (или: мы с ними совсем не похожи, или: мы с ними мало похожи;

5)моё имя используется в стихах, загадках, … (или: моё имя не используется, мало используется в …)

На последнем листе пишется список использованной литературы или ссылок из Интернета.

Консультацию учителя по выполнению проекта ребёнок может получить в любой день в школе в учебное время.

Совсем недавно доступный проект дома можно было найти лишь в альбомах типовых чертежей. Все эти сооружения были однотипными и безликими. Построить по таким проектам мог не каждый человек, ведь для этого необходимо было иметь хоть какое-то строительное образование и уметь разбираться в чертежах и технических терминах.

Мы хотим совершить переворот в мире проектирования и строительства. Теперь практически любой человек, желающий построить дом своими руками, может получить полный проект такого сооружения с подробным описанием всех этапов строительства. Мы настолько подробно и полно опишем каждый этап, что даже человек, не очень хорошо разбирающийся в строительстве, сможет воплотить в жизнь дом своей мечты.

Общая информация о доме

Доступный проект дома представлен в виде одноэтажного домика с двумя боковыми верандами. Фундаменты выполнены в виде сплошной железобетонной монолитной ленты. Наружные стены домика запроектированы из поризованных блоков POROTHERM 51, а стены веранды выполняются из деревянного бруса с дополнительным утеплением при помощи жёстких минераловатных плит. Все внутренние стены возводятся из глиняного полнотелого кирпича. Кровля дома запроектирована простая двухскатная с несущим каркасом из деревянной стропильной конструкции.

Что касается наружной отделки, то проект дома предусматривает использование в качестве облицовки стен декоративную штукатурку с последующей её покраской фасадными красками. Отделка цоколя – декоративная цокольная плитка. Обшивка веранд и фронтона домика может быть выполнена из сайдинга или вагонки для наружного использования. Выбор кровельного покрытия зависит от вашего предпочтения. Это может быть и металлочерепица, и профнастил, и гибкая битумная черепица. Однако стоит помнить, что в случае использования гибких кровельных материалов необходимо устраивать сплошную обрешётку по стропилам.

Важно! Создавая чертеж дома, необходимо исходить из количества человек, которые будут в нем проживать. Желательно предусмотреть также одну или две гостевых комнаты.

Самостоятельная планировка дома может быть выполнена в следующих вариантах:

  • Наиболее простой вариант. План здания рисуется на листе от руки. В таком случае нужна миллиметровая бумага. Если ее нет, то можно использовать лист, имеющий клетчатую разлиновку.

Совет! Вышеописанный вариант подходит для людей, имеющих навыки черчения. В противном случае планировка будет иметь огрехи и неточности.

  • Наиболее точный вариант. Наиболее очевидным вариантом для создания планировки дома является использование проектировочной компьютерной программы. Такие программы позволяют не только сделать основные наброски, но и создать полноценный чертеж двухэтажного дома, соответствующий всем строительным нормам.

Совет! Во избежание возможных ошибок в расчетах желательно пользоваться только лицензионным софтом.

  • Наиболее творческий вариант — это использование 3D-редактора. Такой проект получается трехмерным и отлично передает не только размеры и расположение комнат, но и дизайнерские идеи автора.

Видео-инструкция о поэтапной самостоятельной планировке жилого дома в одной из специализированных программ

Как выглядит полный проект дома

Полный проект дома предполагает не только внешний вид и планировку, но и полное описание всех параметров постройки, инженерные коммуникации и характеристики стройматериалов. Иными словами — это полное руководство к действию для строителей, которое может дать знающему человеку полную информацию о будущей постройке.

Таким образом, полные проекты домов включают в себя:

  • Архитектурное описание строения . Сюда входят чертежи фасада дома с размерами внутренних помещений. Здесь обозначаются размеры и расположение окон, дверей, присутствуют все хозяйственные и жилые помещения.
  • Расчет конструктивных нюансов , включая стропильные конструкции, коробку дома, фундамент и кровлю. Все эти элементы должны быть изображены на чертежах схематично с приложением расчетов и подробной разметки.

Обработка фасада гидрофобизатором

  • Схема электросети . Здесь максимально подробно описывается подключение дома, особенности электрической разводки со схемами прохождения электропроводки, расположением розеток и т. д.
  • Инженерные нюансы . Сюда входит план этажа с прокладкой жизненно важных коммуникаций — вентиляции, водопровода, канализации, отопления, газа и т. д.

Таким образом, проекты домов не ограничиваются одним лишь чертежом, как предполагают некоторые люди, неосведомленные во всех нюансах данного процесса. Поэтому отказавшись от услуг профессионального проектировщика, следует понимать, что перед строительством дома необходимо полное составление проектной документации.

Как создается план дома

Планировка здания базируется на рукописных или электронных чертежах, для правильного выполнения которых необходимо соблюдать такую последовательность действий:

  • На миллиметровой бумаге задается необходимый масштаб.
  • Чертятся оси дома.
  • Далее необходимо начертить стены.
  • Чертим внутренние перегородки.
  • Теперь необходимо разместить на чертеже окна и двери.
  • Для каждого помещение указывается название и площадь.

Совет! Разработка плана инженерных коммуникаций, схема расположения электросети и т. д. должна осуществляться специалистом. Поэтому при отсутствии знаний в этих отраслях необходимо проконсультироваться с опытным проектировщиком, который позволит избежать грубых ошибок. Наиболее неприятной является ситуация, когда проект был допущен к строительству, дом построен, и лишь потом начинают проявляться технические недочеты, устранить которые очень сложно.

Использование программы для проектирования дома

На сегодняшний день существует множество компьютерных программ, предназначенных для проектирования зданий. Встречаются среди них как любительские, которые нельзя рассматривать в качестве серьезного инструмента, так и профессиональные программы, используемые специалистами по всему миру. К ним относятся: AutoCad, Компас 3D и прочие.

Комплект чертежей, разработанный в такой программе, обладает целым рядом преимуществ:

  • Более быстрый процесс создания плана.
  • Программа минимизирует возможные неточности в расчетах.
  • Возможность создания трехмерной модели дома.

  • Виртуальное планирование не только помещений, но и инженерных сетей.
  • Быстрое освоение даже теми пользователями, кто не знаком с азами черчения.
  • Широкая функциональность и большой набор инструментов для воплощения любых технических и дизайнерских решений.
  • Множество уроков и полезных советов по работе программ в интернете.
  • Наличие встроенных библиотек, в которых содержится мебель, архитектурные элементы и даже отделочные материалы, что позволяет не только создать чертеж, но и представить внешний вид будущего дома. Это очень важно для того, чтобы рассмотреть проект с точки зрения удобства, уюта и т. д.

Создавая чертеж дома, следует учесть следующие рекомендации от специалистов:

  • Количество помещений, учитывая их функциональное назначение и расположение относительно друг друга. Здесь следует предусмотреть не только основные комнаты, отведенные для каждого члена семьи и функциональные помещения (ванная, туалет, кухня), но также и комнату, где будет собираться вся семья (зал, гостиная), прихожую, веранду, кладовую и т. д.
  • Увлечения каждого из членов семьи также следует учитывать при планировке дома. К примеру, в некоторых домах имеется свой бассейн, тренажерный зал, отдельная библиотека, сауна, мастерская и т. д.
  • Личные комнаты лучше делать небольшими и уютными, а зал, где собирается вся семья, напротив, должен быть просторным.
  • Детскую следует расположить рядом с родительской спальней.

Как сделать хороший дизайн-проект? Подготовка 3D-модели и секреты грамотного проектирования. Видео от Алексея Земскова

Совет! Если в семье есть маленькие дети или пожилые люди, это также следует учитывать при планировке дома. Возможно в таком случае лучше будет отказаться от второго этажа или же установить наиболее безопасные лестницы с удобными перилами и глубокими ступенями. Не допускаются конструкции типа «гусиный шаг».

  • Для компактного размещения водопровода и канализационной системы желательно располагать кухню, бойлер и занузел в одну линию.
  • Для эффективного сохранения тепла в зимнее время желательно наличие в доме утепленной веранды или тамбура.
  • Осуществляя расчет площади здания, необходимо учесть, что на одного взрослого человека должно приходиться минимум 8 м2 жилого пространства.