Сельский предприниматель Андрей Баглай провел более полугода в СИЗО по обвинению в нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ и ждет приговора. Максимальный срок, предусмотренный этой статьей – 5 лет лишения свободы. Но, настоящая причина уголовного преследования, как говорят его представители, в том, что он помешал отдохнуть местному начальству.

Ранимые чиновники

В засушливых полях Волгоградской области, где ведет свое хозяйство Андрей Баглай , единственной гарантией хорошего урожая является собственный пруд, в который стекается дождевая и грунтовая вода. Несколько раз пережив засуху, фермер решил выкопать на участке, который является его собственностью, оросительную яму. Разрешений такие работы не требуют , кодексами и местными законами не регулируются.

Приступив в работам, Баглай обнаружил, что под плодородным слоем почвы находится не глина, как это обычно бывает, а песок отличного качества. Он договорился со знакомыми строителями, и те сами бесплатно вырыли яму под пруд и вывезли песок. Казалось бы, все были довольны - фермер, который, не заплатив ни копейки, получил источник для полива, и строители, получившие песок, заплатив лишь экскаваторщику и водителям самосвалов. Но во всей этой истории появилась третья сторона - один из высокопоставленных чиновников Волгоградской области, которой руководит губернатор Андрей Бочаров.

«Как нам объяснили, проблемы у Баглая начались в тот момент, когда грузовики, которые вывозили песок, проезжали мимо дома или дачи то ли одного из замов губернатора, то ли кого-то из прокурорских начальников… Мне так и не удалось узнать даже должность начальника, - комментирует произошедшее общественный защитник Иван Иванов. - Проще говоря, пыльные грузовики своим внешним видом подпортили настроение кому-то из больших начальников. Ну а дальше, как это бывает, чиновники принялись отрабатывать - раз поступило указание сверху, значит, надо довести дело до конца».

Вывоз песка продолжался недолго - два-три дня, потому что яма фермеру нужна была неглубокая - около 2,5 метра. Слой чернозема, который срезал экскаватор, был разбросан по остальным землям Баглая на площади около 1 га. То есть, ущерб природе если и был нанесен, то не в таких масштабах, чтобы заводить уголовное дело .

Тем не менее прокурор Иловлинского района Андрей Солохин подписал обвинительное заключение по статье 246 Уголовного кодекса (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ) и направил дело в суд. А установил, что вред природе составил 120 млн рублей.

Ущерб с потолка

Потерпевшим по делу прокуратура признала, как ни странно, Россельхознадзор . Каким образом Андрей Баглай, работая на своей земле, мог нанести ущерб ведомству, не смогли ответить даже местные прокуроры. В Иловлинском районном суде, где рассматривается это дело, выяснилось, что специалист, который обозначил сумму ущерба - 120 млн рублей - даже не был на поле с будущим прудом. А сотрудник, который выезжал на экспертизу, не был упомянут в деле . В итоге представитель Россельхознадзора снизил сумму ущерба окружающей среде до 20 млн рублей . Почему именно до этой суммы - до сих пор остается непонятным.

«Замеры проводил кто-то, кого представитель ведомства на суде не смог назвать. Он даже не знал, чем мерили поле и яму. Специалисты официально заявили, что ситуация рядовая. Если окажется, что на этой земле нельзя рыть пруд, то его надо будет засыпать. Ничего непоправимого нет - произойдет обычная рекультивация, и за зиму земля восстановится, а летом на ней можно спокойно сеять кукурузу или овощи», - говорит Иван Иванов.

Процесс по делу Баглая, как сообщили близкие к руководству Волгоградской области источники, остается на контроле у регионального начальства . Возможно, поэтому делается все возможное, чтобы довести дело до обвинительного приговора и до реального срока .

При этом фермера почти сразу после возбуждения дела поместили в следственный изолятор . По закону гражданин не может находиться в СИЗО больше полугода, но когда этот срок прошел, местный судья Роман Растегин по ходатайству помощника прокурора Иловлинского района Тарасова увеличил срок ареста почти на три недели . Никакой реакции со стороны вышестоящих судебных органов не было, потому что, по словам защитника, апелляционные жалобы на эти действия в областной суд по каким-то странным причинам не поступали.

Покаяние в обмен на свободу

Адвокатам удалось вытащить Андрея Баглая из СИЗО только после того, как они принципиально на каждом заседании подавали жалобы об изменении меры пресечения. В конце концов, судья сдался.

«Прокурор Андрей Солохин склонял Баглая к признанию и возражал против изменения меры пресечения в суде. Он был в последних двух заседаниях и лично контролирует это дело. Он не принял мер к обжалованию незаконного судебного акта о продлении ареста, и по этому делу уже много раз нарушил присягу прокурора, - говорит защитник Иванов. - За признание вины Солохин и судья Растегин обещали условный срок. Мы советовали не делать этого, и оказались правы».

Дело Баглая по существу не рассматривается уже больше полугода. Очередное заседание суда назначено на конец января. Правда, затягивание процесса пока на руку Андрею Баглаю. Дело в том, что очередную экспертизу проводит Волгоградская сельхозакадемия . Фермер и его адвокаты сомневаются, что эксперты найдут признаки непоправимого ущерба сельхозугодьям. Важно, что формула расчета ущерба, которую использовал эксперт Россельхознадзора, не принята Министерством юстиции. Как говорят представители Баглая, максимум что можно применить к этой ситуации - административное нарушение .

Сообщить о коррупции

Информацию и материалы о противоправной деятельности чиновников Волгоградской области и других регионов направляйте в редакцию через рубрику « ».

спасибо
для пруда-копани нашел там:
Таким образом, действующее законодательство позволяет практически каждому частному собственнику ЗУ выкопать на нем пруд без каких-либо согласований. Такие прудики, особенно благоустроенные, мало чем отличающиеся от бассейнов, могут быть выкопаны на дачных или рекреационных ЗУ как элемент ландшафтного дизайна. Поскольку отдельная регистрация в ЕГРП права на пруды как на обособленные ВО отменена (см. комментарий к статье 10 Вводного закона), право на пруд-копань предполагается правом на ЗУ, на котором он расположен.

Да Вы полностью правы исходя и этого
ст. 40 ЗК РФ:
1. Собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

Вопрос: На своем земельном участке я хочу выкопать пруд. Нужно ли для этого получать какие-либо разрешения?

Ответ: Давайте определимся, что понимается под словом "пруд". "Пруд - искусственный водоем, выкопанный до глубины 3-5 м или созданный путем постройки плотины в долинах небольших рек, ручьев, на территории балок либо оврагов. Обычно пруд представляет собой водоем площадью не более 1 кв. км, который должен иметь достаточной крутизны берега, слабый уклон дна и устойчивое к размыву ложе" (Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978).
Подпункт 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ относит пруд к поверхностным водным объектам. Они включают в себя природные или искусственные водоемы, водотоки либо иные объекты, постоянное или временное сосредоточение вод в которых имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4 ч. 1 ст. 1 ВК РФ). Под водным режимом следует понимать изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте (п. 5 ч. 1 ст. 1 ВК РФ). Именно наличие этих признаков позволяет отличить пруд как водный объект от искусственного резервуара с водой, уровень которой регулируется человеком.
Земельный кодекс РФ в подп. 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ позволяет собственнику проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты согласно установленным законодательством экологическим, строительным, санитарно-гигиеническим и иным специальным требованиям.
Таким образом, собственникам необходимо учитывать несколько важных моментов:
- позволяет ли разрешенное использование земельного участка строить пруд;
- каким экологическим, строительным, санитарно-гигиеническим и иным специальным требованиям должен отвечать будущий водный объект.
Согласно п. 2, 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ разрешенное использование - это правовая основа для использования физическим или юридическим лицом земельного участка, возведения на нем жилых, производственных и т. п. зданий и сооружений, проведения оросительных, осушительных и т. п. работ, тесно связанных с целевым назначением земли.
Собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки по целевому назначению. Нужно также учитывать и принадлежность участка к той или иной категории земель и соблюдать разрешенные способы использования, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (п. 1 ст. 42 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 81 ЗК РФ участки для ведения гражданами дачного хозяйства находятся на землях сельскохозяйственного назначения. Дачный земельный участок предоставляется гражданину или приобретается им для отдыха. На нем можно возводить жилые, хозяйственные строения и сооружения, выращивать плодовые, ягодные, овощные, бахчевые или иные сельскохозяйственные культуры и картофель (ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут самостоятельно хозяйствовать на своих земельных участках также с учетом их разрешенного использования и целевого назначения, не нанося ущерб земле как природному и хозяйственному объекту (ст. 19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
Возведение строений и сооружений в дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом его организации и застройки территории (п. 1 ст. 34 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ). Контроль за этим проводит правление объединения, а также инспекторы государственных органов, органы местного самоуправления.
Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан должна проводиться согласно строительным нормам - СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения" (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя России от 10.09.1997 N 18-51).
Так, п. 4.1 СНиП 30-02-97 определяет, что организация территории садоводческого объединения должна согласовываться с утвержденным администрацией местного самоуправления проектом планировки и застройки этой территории. Такой проект является юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками садоводческого объединения. На территории общего использования проектом планировки и застройки может быть предусмотрено создание водоемов для пожаротушения, открытых водоемов и специальных накопительных котлованов для полива садово-огородных культур.
Строительство пруда на индивидуальном участке влечет внесение изменений в проект планировки и застройки. В этом случае свои действия следует согласовывать с администрацией местного самоуправления, на территории которого расположено садоводческое объединение (п. 5.9, 8.3, 4.1 СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения", принятых и введенных в действие Постановлением Госстроя России N 18-51).
Возведение пруда должно происходить в соответствии с разработанной и утвержденной проектной документацией, удовлетворять требованиям экологического законодательства, строительным, санитарно-гигиеническим и иным специальным нормативам (подп. 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ). Помимо этого необходимо учитывать, что собственники земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.
Все работы нужно проводить в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 19 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
Если на дачном участке уже построен пруд в нарушение установленного порядка и разрешенного использования земли, то на дачника может быть наложено административное взыскание в виде предупреждения или штрафа за нарушение земельного законодательства (п. 1 ст. 47 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
За использование земель не по целевому назначению гражданина также могут оштрафовать. Размер санкции - от 1000 до 1500 руб. (ст. 8.8 КоАП РФ).
Отметим, что с 2007 года в собственности физического лица может находиться пруд (ч. 2 ст. 8 ВК РФ; п. 2 ст. 261 ГК РФ). Его отчуждение без отчуждения земельного участка, в границах которого он расположен, не допускается. Кроме того, такой земельный участок не подлежит разделу, если в его результате требуется раздел пруда (ч. 4 ст. 8 ВК РФ).

Наш пруд Володя начал формировать в 2011 году, еще до знакомства со мной. Наконец-то в моих руках появились фото-материалы процесса формирования пруда, и я поделюсь ими с вами в следующих частях своего повествования о прудах.

Но для начала немного юридической информации. Наверно, у кого-нибудь возникал вопрос - имею ли я право делать пруд на своем участке? На какую глубину могу его рыть? Нужны ли какие-то согласования с властями и нужно ли получать разрешения?

Отвечу кратко - владелец участка имеет право на создание прудов на своих участках без проведения взрывных работ, и максимальная величина использования недр на своих участках без лицензии составляет 5 метров.

Какими нормативными актами это обосновано:

Статья 40 Земельного кодекса РФ Права собственников земельных участков на использование земельных участков
1. Собственник земельного участка имеет право:
...3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
(в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ)
Это касается собственников. Но статья 41 теми же правами наделяет и землепользователей, землевладельцев и арендаторов.

статья 19 Закона РФ «О недрах» 21.02.1992 № 2395-1 предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению (т.е. без лицензии и бесплатно), в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Всё в статье красиво и хорошо сказано, но опять смущает конец формулировки: "...в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации". Насколько я знаю, насколько смогла найти информацию, то никаких препятствий, никаких ограничений, никаких поборов со стороны властей нет. Хотя иногда сами представители местной власти об этом не в курсе. Поэтому история создания нашего пруда слегка столкнулась с бюрократией. Действующий на тот момент глава района предупреждал о необходимости серии согласований с различными инстанциями, что впоследствии не подтвердилось.

В интернете есть официальные письма-ответы различных инстанций и органов власти на вопрос - необходимы ли согласования. К примеру:

Вопрос: Об отсутствии необходимости для получения разрешения на строительство пруда на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о строительстве пруда на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
Вместе с тем пруд представляет собой единство водного объекта и земельного участка, в связи с чем, например, не допускается его отчуждение без отчуждения земельного участка, в границах которого он расположен (ч. 2 и 3 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Соответственно, пруд является частью земельного участка и поэтому находится в собственности собственника земельного участка (ч. 2 и 3 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, сообщаем, что если пруд создается только путем земляных работ, как, например, пруды-копани, то разрешения на строительство не требуется.
В случае если для образования пруда требуется строительство гидротехнического сооружения, то разрешение необходимо получать на строительство указанных сооружений, но не самого водного объекта.
Разрешение на строительство выдается в порядке, установленном ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
17.08.2011

(Калиновский Ю.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 17)

СТРОИМ ПРУД ЗАКОННО

Ю. КАЛИНОВСКИЙ

Юрий Калиновский, практикующий юрист.

На своем земельном участке я хочу выкопать пруд. Нужно ли для этого получать какие-либо разрешения?

Д. Краснов, г. Углич

Давайте определимся, что понимается под словом «пруд». «Пруд — искусственный водоем, выкопанный до глубины 3 — 5 м или созданный путем постройки плотины в долинах небольших рек, ручьев, на территории балок либо оврагов. Обычно пруд представляет собой водоем площадью не более 1 кв. км, который должен иметь достаточной крутизны берега, слабый уклон дна и устойчивое к размыву ложе» (Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 3-е изд. 1969 — 1978).

Подпункт 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ относит пруд к поверхностным водным объектам. Они включают в себя природные или искусственные водоемы, водотоки либо иные объекты, постоянное или временное сосредоточение вод в которых имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4 ч. 1 ст. 1 ВК РФ). Под водным режимом следует понимать изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте (п. 5 ч. 1 ст. 1 ВК РФ). Именно наличие этих признаков позволяет отличить пруд как водный объект от искусственного резервуара с водой, уровень которой регулируется человеком.

Земельный кодекс РФ в подп. 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ позволяет собственнику проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты согласно установленным законодательством экологическим, строительным, санитарно-гигиеническим и иным специальным требованиям.

Таким образом, собственникам необходимо учитывать несколько важных моментов:

— позволяет ли разрешенное использование земельного участка строить пруд;

— каким экологическим, строительным, санитарно-гигиеническим и иным специальным требованиям должен отвечать будущий водный объект.

Согласно подп. 2, 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ разрешенное использование — это правовая основа для использования физическим или юридическим лицом земельного участка, возведения на нем жилых, производственных и т. п. зданий и сооружений, проведения оросительных, осушительных и т. п. работ, тесно связанных с целевым назначением земли.

Собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки по целевому назначению. Нужно также учитывать и принадлежность участка к той или иной категории земель и соблюдать разрешенные способы использования, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (п. 1 ст. 42 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 81 ЗК РФ участки для ведения гражданами дачного хозяйства находятся на землях сельскохозяйственного назначения. Дачный земельный участок предоставляется гражданину или приобретается им для отдыха. На нем можно возводить жилые, хозяйственные строения и сооружения, выращивать плодовые, ягодные, овощные, бахчевые или иные сельскохозяйственные культуры и картофель (ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут самостоятельно хозяйствовать на своих земельных участках также с учетом их разрешенного использования и целевого назначения, не нанося ущерб земле как природному и хозяйственному объекту (ст. 19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).

Возведение строений и сооружений в дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом его организации и застройки территории (п. 1 ст. 34 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ). Контроль за этим проводит правление объединения, а также инспекторы государственных органов, органы местного самоуправления.

Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан должна проводиться согласно строительным нормам — СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения» (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя России от 10.09.1997 N 18-51).

Так, п. 4.1 СНиП 30-02-97 определяет, что организация территории садоводческого объединения должна согласовываться с утвержденным администрацией местного самоуправления проектом планировки и застройки этой территории. Такой проект является юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками садоводческого объединения. На территории общего использования проектом планировки и застройки может быть предусмотрено создание водоемов для пожаротушения, открытых водоемов и специальных накопительных котлованов для полива садово-огородных культур.

Строительство пруда на индивидуальном участке влечет внесение изменений в проект планировки и застройки. В этом случае свои действия следует согласовывать с администрацией местного самоуправления, на территории которого расположено садоводческое объединение (п. п. 5.9, 8.3, 4.1 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения», принятых и введенных в действие Постановлением Госстроя России N 18-51).

Возведение пруда должно происходить в соответствии с разработанной и утвержденной проектной документацией, удовлетворять требованиям экологического законодательства, строительным, санитарно-гигиеническим и иным специальным нормативам (подп. 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ). Помимо этого необходимо учитывать, что собственники земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Все работы нужно проводить в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 19 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»).

Если на дачном участке уже построен пруд в нарушение установленного порядка и разрешенного использования земли, то на дачника может быть наложено административное взыскание в виде предупреждения или штрафа за нарушение земельного законодательства (п. 1 ст. 47 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).

За использование земель не по целевому назначению гражданина также могут оштрафовать. Размер санкции — от 1000 до 1500 руб. (ст. 8.8 КоАП РФ).

Отметим, что с 2007 года в собственности физического лица может находиться пруд (ч. 2 ст. 8 ВК РФ; п. 2 ст. 261 ГК РФ). Его отчуждение без отчуждения земельного участка, в границах которого он расположен, не допускается. Кроме того, такой земельный участок не подлежит разделу, если в его результате требуется раздел пруда (ч. 4 ст. 8 ВК РФ).

——————————————————————

Здравствуйте. На землях категории сельхозназначение устройство пруда может быть достаточно проблематично.

Вопрос: Об изменении вида разрешенного использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения при строительстве пруда-копани на данном земельном участке.
Ответ:

ПИСЬМО
от 16 ноября 2011 г. N Д23-4740
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу изменения вида разрешенного использования при строительстве пруда на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения и сообщает следующее.
Согласно п. 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. п. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо отметить, что порядок принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время федеральным законодательством не определен.
В связи с этим отмечаем, что поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия соответствующих норм федерального законодательства.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации запрет на использование в иных целях земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения может быть установлен только в отношении особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, до установления федеральным законодательством порядка изменения разрешенного использования сельскохозяйственных угодий изменение разрешенного использования земельных участков для строительства пруда-копани может осуществляться в соответствии с решением главы местной администрации согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
16.11.2011
Вопрос: Об отсутствии необходимости для получения разрешения на строительство пруда на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 августа 2011 г. N ОГ-Д23-962
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о строительстве пруда на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
Вместе с тем пруд представляет собой единство водного объекта и земельного участка, в связи с чем, например, не допускается его отчуждение без отчуждения земельного участка, в границах которого он расположен (ч. 2 и 3 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Соответственно, пруд является частью земельного участка и поэтому находится в собственности собственника земельного участка (ч. 2 и 3 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, сообщаем, что если пруд создается только путем земляных работ, как, например, пруды-копани, то разрешения на строительство не требуется.
В случае если для образования пруда требуется строительство гидротехнического сооружения, то разрешение необходимо получать на строительство указанных сооружений, но не самого водного объекта.
Разрешение на строительство выдается в порядке, установленном ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
17.08.2011
Вопрос: Какие документы необходимо собрать организации, для того чтобы получить разрешение на создание пруда на территории земли сельскохозяйственного назначения, находящейся в ее собственности, для разведения рыбы?
Ответ: В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (далее - Закон N 123-ФЗ) земельные участки, предоставленные гражданам - членам крестьянского (фермерского) хозяйства и юридическим лицам для осуществления разведения и использования племенных животных, относятся к землям сельскохозяйственного назначения (использования). Права на земельные участки, порядок предоставления и режим использования земельных участков, установление охранных зон на указанных участках определяются законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Статьей 4 Закона N 123-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации в области племенного животноводства регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство, рыбоводство и пчеловодство. Отношения в области разведения и использования диких животных и домашних животных, не являющихся сельскохозяйственными племенными животными, регулируются иным законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ предусматривается, что собственник земельного участка имеет право строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ пруды являются водными объектами.
Частью 2 ст. 8 ВК РФ устанавливается, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно ст. 31 ВК РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах. В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. В государственный водный реестр включаются документированные сведения: о водохозяйственных системах; об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении; об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.
В силу п. 5 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 253, и пп. 5.5.1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282, ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии с пп. «л» п. 12 Положения о ведении государственного водного реестра сведения в Федеральное агентство водных ресурсов по объектам рыбохозяйственного назначения поступают через Федеральное агентство по рыболовству.
Подпунктом 5.5.14 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 444, устанавливается, что Федеральное агентство по рыболовству осуществляет согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
Согласно п. 3 Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 569 (далее - Правила), юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания (далее - заявители), представляют в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявку на согласование размещения хозяйственных и иных объектов или внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания. На основании п. 4 вышеприведенных Правил в заявке указываются:
а) сведения о заявителе:
полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма и место нахождения - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства и данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
б) район размещения хозяйственных и иных объектов.
В соответствии с п. 5 Правил к заявке прилагаются:
а) заверенные в установленном порядке копии учредительных документов и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица;
б) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;
в) документация, обосновывающая размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, в том числе предпроектная документация, проектная документация и проекты технической документации;
г) данные об оценке воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с учетом рыбохозяйственного значения водных объектов;
д) сведения о планируемых мероприятиях по предупреждению и снижению негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, о возмещении наносимого вреда (компенсации ущерба) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Таким образом, для того чтобы получить разрешение на создание пруда на территории земли сельскохозяйственного назначения для разведения рыбы, организации необходимо представить в Федеральное агентство по рыболовству документы, указанные в п. 3 Правил.
Е.В.Соснов
Минфин России
23.11.2009

Только Правила согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 569 утратило силу.

На данный момент действуют Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания(утв. постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. N 384)