Представляем вам простую версию цветомузыкальной установки, что была собрана в необычном корпусе. Недавно попали в руки отходы металлических профилей 20×80 — их и применили. В проекте она собрана на светодиодах разных цветов 10W (зеленый, синий и красный).

Схема цветомузыки LED


Схема цветомузыки LED 3 канала по 10 ватт

Теперь стробоскоп — он сделан на таймере NE555. Что касается проблемы ограничения тока LED — используем самое простое решение, ограничения тока через подобранные резисторы. Резисторы болтами к профилю прикручены для теплоотвода и совсем не перегреваются, работают с температурой максимум 60С. Ток для каждого светодиода ограничили на уровне 800 мА.

Схема LED стробоскопа на таймере NE555

Конструкция устройства

Тороидальный трансформатор 14В 50VA. Стробоскоп на NE555 вместе с MOSFET IRF540 управляет двумя диодами 10W холодного белого цвета через 5W резисторы 1.5 Ома.


Корпус ЦМУ из алюминия

Все светодиоды закреплены на полосках алюминия, который крепится в общий алюминиевый профиль. После 3-х часов теста конструкция остаётся холодная.


ЦМУ на светодиодах со стробоскопом в корпусе

Органы управления приставкой

В корпусе были установлены потенциометры для регулировки уровней, вход на микрофон, выключатель питания, предохранитель, гнездо сети 220 В и переключатель режима работы (стробоскоп-ЦМУ). Весь корпус имеет длину 700 мм. Эффект очень даже красивый и мощный. Можно без проблем осветить зал хоть 200 квадратных метров.

Пошаговая сборка несложной конструкции светодиодной цветомузыки, с попутным изучением радиолюбительских программ

Доброго дня уважаемые радиолюбители!
Приветствую вас на сайте “ “

Собираем светодиодную светомузыку (цветомузыку).
Часть 1.

На сегодняшнем занятии в Школе начинающего радиолюбителя мы начнем собирать светодиодную светомузыку . В ходе этого занятия мы не только соберем светомузыку, но и изучим очередную радиолюбительскую программу “Cadsoft Eagle” – несложное, но в тоже время мощное комплексное средство для разработки печатных плат и научимся изготавливать печатные платы с использованием пленочного фоторезиста. Сегодня мы выберем схему, рассмотрим как она работает, подберем детали.

Светомузыкальные (цветомузыкальные) устройства были очень популярны во времена Советского Союза. Были они, в основном, трехцветными (красный, зеленый или желтый и синий) и собирались чаще всего по простейшим схемам на более-менее доступных тиристорах КУ202Н (которые, если мне не изменяет память, в магазинах стоили более 2 рублей, т.е. были довольно дорогими) и простейших входных фильтрах звуковой частоты на катушках намотанных на отрезках ферритовых стержней от радиоприемников. Выполнялись они в основном в двух вариантах – в виде трехцветных прожекторов на лампочках освещения 220 вольт, или делался специальный корпус в виде коробки, где внутри располагалось по некоторому количеству лампочек каждого цвета, а спереди ящик закрывался матовым стеклом, что позволяло получать на таком экране причудливое световое сопровождение музыки. Так-же, для экрана применяли обычное стекло, а сверху на него наклеивали для лучшего рассеивания света мелкие осколки автомобильных стекол. Вот такое было трудное детство. Зато сегодня, в век развития непонятного капитализма в нашей стране, есть возможность собрать светомузыкальное устройство на любой вкус, чем мы и займемся.

За основу мы возьмем схему светодиодной светомузыки опубликованной на сайте:

К этой схеме мы добавим еще два элемента:

1. . Так как у нас на входе будет стереосигнал, и чтобы не терять звук с какого-то канала, или не соединять два канала напрямую между собой, мы применим вот такой входной узел (взят с другой схемы светомузыки):

2. Блок питания устройства . Схему светомузыки мы дополним блоком питания собранным на микросхемном стабилизаторе КР142ЕН8:

Вот приблизительно такой комплект деталей мы должны собрать:

Светодиоды для этого устройства можно использовать любого типа, но обязательно сверхяркие и разного цвета свечения. Я буду использовать сверхяркие узконаправленные светодиоды, свет от которых будет направлен на потолок. Вы, естественно, можете применить другой вариант светового отображения звукового сигнала и использовать другой тип светодиодов:

Как работает данная схема . Стереосигнал с источника звука поступает на входной узел, который суммирует сигналы с левого и правого канала и подает его на переменные сопротивления R6, R7, R8 которыми регулируется уровень сигнала для каждого канала. Далее сигнал поступает на три активных фильтра, собранных по идентичной схеме на транзисторах VT1-VT3, которые отличаются только номиналами конденсаторов. Смысл работы этих фильтров заключается в том, что они пропускают через себя только строго определенную полосу звукового сигнала, отсекая сверху и снизу ненужный диапазон частот звукового сигнала. Верхний (по схеме) фильтр пропускает полосу 100-800 Гц, средний – 500-2000 Гц и нижний – 1500-5000 Гц. С помощью подстроечных резисторов R5, R12 и R16 можно сдвигать в любую сторону пропускаемую полосу. Если вы хотите получить другие полосы пропускания сигнала фильтров, то можно поэкспериментировать с номиналами конденсаторов, входящих в фильтры. Далее сигналы с фильтров поступают на микросхемы А1-А3 – LM3915. Что это за микросхемы.

Микросхемы LM3914, LM3915 и LM3916 фирмы National Semiconductors позволяют строить светодиодные индикаторы с различными характеристиками - линейной, растянутой линейной, логарифмической, специальной для контроля аудиосигнала. При этом LM3914 – для линейной шкалы, LM3915 – для логарифмической шкалы, а LM3916 – для специальной шкалы. Мы используем микросхемы LM3915 – с логарифмической шкалой контроля аудиосигнала.

Начальная страница даташита микросхемы:

(327.0 KiB, 4,065 hits)

Вообще, я вам советую, сталкиваясь с новым, неизвестным радиокомпонентом, ищите на просторах интернета его даташит и изучайте его, тем более, что встречаются и переведенные на русский язык даташиты.

К примеру, что мы можем подчерпнуть с первого листа даташита LM3915 (даже с минимальным знанием английского языка, а в крайнем случае с использованием словаря):
- эта микросхема – индикатор уровня аналогового сигнала с логарифмической шкалой отображения и шагом 3 dB;
– можно подключать как светодиоды, так и LCD индикаторы;
– индикацию можно осуществлять в двух режимах: “точка” и “столбик”;
– максимальный выходной ток на каждый светодиод – 30 мА;
– и так далее…

Кстати, чем отличается “точка” от “столбика”. В режиме “точка”, при включении следующего светодиода, предыдущий гаснет, а в режиме”столбик” гашение предыдущих светодиодов не происходит. Для переключения в режим “точка” достаточно отсоединить вывод 9 микросхемы от “+” источника питания, или подключить его к “земле”. Кстати, на этих микросхемах можно собирать очень полезные и интересные схемы.

Продолжим. Так как на входы микросхем подается переменное напряжение, то светящийся столбик из светодиодов будет с неравномерной яркостью, т.е. с увеличением уровня входного сигнала будут не просто зажигаться очередные светодиоды, но и меняться яркость их свечения. Ниже привожу таблицу порогового включения каждого светодиода для разных микросхем в вольтах и децибелах:

Характеристики и цоколевка транзистора КТ315:

На этом первую часть занятия по сборке светодиодной светомузыки заканчиваем и начинаем собирать детали. В следующей части занятия мы изучим программу для разработки печатных плат “Cadsoft Eagle” и изготовим печатную плату для нашего устройства с использованием пленочного фоторезиста.

Цветомузыкальное оборудование, меняющее цвет, интенсивность, эффекты и ритм – неотъемлемого атрибута хорошей гулянки, способный поднять и задвигаться в такт музыке самого ленивого и меланхоличного из участников мероприятия. В этой статье мы обсудим нюансы цветомузыки на светодиодах, возможности сделать её своими руками и варианты применения в различных условиях.

С насыщением рынка светодиодным осветительным оборудованием, сферы его применения расширяются взрывными скачками и уже не ограничиваются исключительно дизайнерскими изысками в освещении интерьеров, лаконичностью и эффективностью при освещении офисов и рабочих освещений, или желанием сделать долговечную и качественную подсветку экстерьера зданий. Светодиодные лампы проникли во все сферы, где их колоссальный технологический отрыв, энергоэффективность, минимальные размеры при максимальной отдаче, могут сослужить добрую службу и принести пользу или эстетическое удовольствие – тюнинг автомобилей, фитолампы для выращивания домашних огородов, и, конечно, цветомузыки.

Цветомузыка на led-компонентах обладает рядом существенных преимуществ перед аналогами на устаревших лампах:

  • Маленький размер светодиодов в совокупности с энергоэффективностью порождают обилие возможных форм для создания светомузыкального оборудования, и речь идет не только о внешних форм-факторах, но и о возможностях применения светодиодов в самых различных эффектах при работе со светом и различными его цветами, ведь led-элемент может давать точечный поток света. Стробоскопы, прожекторы, дискошары и многое другое доступно для использования даже в домашних условиях.
  • Безопасность использования цветомузыки ни светодиодных излучателях максимальна, по сравнению с устаревшими лампами – диапазон рабочих температур led-элементов не превышает 60 градусов по Цельсию, а значит, опасений о возгорании каких-либо элементов домашнего декора или материалов просто не должно возникать. Пусть цвета заполнят ваш дом вместе с музыкой без каких-либо тревог, связанных с использованием светомузыкального оборудования.
  • Длительный срок эксплуатации цветомузыки для дома делает покупку такого оборудования целесообразной, ведь она рассчитана на 8000-10000 тысяч часов работы, то есть целый год бесперебойной службы. А с учетом того, что количество включений и выключений никак не сказывается на потребительских свойствах led-элементов, и большинство людей не устраивают круглосуточные вечеринки ежедневно, домашняя цветомузыка способна долгие годы радовать своего обладателя и его гостей.
  • Качество цвето- и светопередачи. Светодиодное освещение обладает самым широким спектром цветов и оттенков, что является одним из главных плюсов для цветомузыки как таковой, ведь разнообразие цветов играет важную роль в создании атмосферы. Так же, в отличие от лазерной цветомузыки, светодиодное оборудование безвредно для глаз и не способно повредить зрение при прямом попадании светового потока на сетчатку глаза.

Варианты создания светомузыкального освещения в домашних условиях

  1. Самый простой вариант – купить специальную переносной светильник или лампу, которые будут менять цвета или использовать сразу несколько цветов, с одним или несколькими эффектами. Таких вариантов очень много, они весьма распространены и бюджетны. Для начального уровня, чтобы порадовать себя и друзей незатейливой, но приятной игрой с ярким светом и цветами под музыку – будет вполне достаточно.
  1. Самый качественный вариант, если не сделать самому по самым сложным схемам – приобрести готовое решение, так называемые ЦМУ (Цветомузыкальные установки) . Это готовое решение, включающее в себя контролёр, который будет обрабатывать звуковой сигнал, превращая его в светомузыкальное представление, меняющие интенсивность и цвета потоки света, создавая эффект полноценной дискотеки, и непосредственно панели с диодами. ЦМУ просты в инсталляции, и если вы хотите создать дискотеку дома своими руками – это вполне хороший вариант. В основе таких ЦМУ может быть спектральное разложение по частотам, когда каждой частоте будет соответствовать какой-либо цвет, либо заданные регулировки с всевозможными эффектами и их чередованием, которые можно настроить с помощью комплектного пульта ДУ.

  1. Третий вариант – собрать цветомузыку самостоятельно. В интернете очень много подробных схем, по которым человек, имеющий опыт работы с электроникой, сможет сделать цветомузыку для дома своими руками. Можно обойтись и без схем, использовав приобретенный отдельно цветомузыкальный контролёр, и, допустим, несколько отрезков RGB-ленты. На самом деле, что касается осветительных приборов для эффектов дискотеки, созданных своими руками – их может быть реально огромное множество. Схем очень много, а также и видео инструкций, как по этим схемам собрать оборудование. Есть схемы с использованием внешних микрофонов, собранные по этим схемам осветительные приборы будут менять цвет и эффекты в точности под играющую мелодию.

Предлагаемые в интернете схемы для того, чтобы сделать цветомузыку своими руками, максимально разнообразны – от простейших, когда будет меняться цвет RGB-ленты, до самых сложных, со множеством эффектов, затуханий и переливов. В зависимости от навыков, можно подобрать подходящий вариант, найти нужную схему и создать нечто уникальное, светооборудование, которое будет радовать вас и ваших гостей переливами всех цветов. Если вы не готовы сделать цветомузыку на светодиодах самостоятельно, своими руками, то можно обратиться к рынку готовых решений и наполнить свой дом разнообразием цветов и радостью.

Это простейшая светомузыка имеет всего один элемент. Да, абсолютно один и ничего кроме: ни резисторов, ни транзисторов… Собрать такую светомузыкальную установку вполне реально за 30 минут. Все что вам понадобится это одно твердотельное реле.
Твердотельное реле появились на рынке относительно недавно и уже уверенно завоевали рынок радиоэлектроники. Оно и понятно, приведу основные плюсы.

  • - Быстродействие.
  • - Гальваническая развязка по напряжению.
  • - Бесшумное, по сравнению с обычным реле.
  • - Детектор перехода через ноль.
Плюсов гораздо больше, я привел лишь несколько.
Твердотельное реле по сути кроме названия не имеет ничего общего с механическим реле, которое все обычно представляют, слыша первый раз это название. Это обычный симисторный ключ, с цепями управления и развязки.
Стоит это чудо совсем недорого и его можно запросто купить на нашем любимом аliexpress.com

На радио рынке очень много разных исполнений реле: маленькие и большие, мощные и маломощные. Я взял такое:
Во-первых, у него есть винтовые клеммы для подключения. Во-вторых, оно может коммутировать нагрузку напряжением 24-380 В и током до 60 А. Конечно брал с перебором для других целей. Чтобы управлять гирляндой достаточно брать от 2 А. В-третьих, управляющее напряжение от 3 до 32 вольт, импульсное. То, что нужно, так как мы будем управлять реле непосредственно звуком, поданным с выхода усилителя низкой частоты.

Схема светомузыки


В разрыв цепи лампы или гирлянды включается твердотельное реле. А на вход твердотельного реле подается звук от звуковой колонки. Схема проще некуда. Главное не перепутать выводы. Теперь, как только начнет играть музыка в колонке, тут же сразу начнет мигать гирлянда в такт музыке.
Выход с усилителя берем от любого канала, левого или правого. Можно подключиться между выходами, чтобы гирлянда мигала при стереофоническом эффекте. Если есть выход на сабвуфер – можно подключить к нему. А можно взять две гирлянды и два реле и подключиться к разным каналам. Вариантов масса, выбирайте любой понравившейся.


Я добавил в схему парк тумблеров, для коммутации. Первый тумблер на схеме чтобы можно было просто включить гирлянду в обычном режиме. А второй чтобы отключить влияние музыки на нее.
Благодаря гальванической развязке, высокое сетевое напряжение надежно развязано и не перейдет колонку и усилитель.
Я взял пластиковый контейнер, поместил туда розетки, для подключения нагрузки. Проделал отверстия для тумблеров и подключил всю систему.

Структурно, любая цветомузыкальная(светомузыкальная) установка состоит из трех элементов. Блока управления, блока усиления мощности и выходного оптического устройства.

В качестве выходного оптического устройства можно использовать гирлянды, можно оформить его в виде экрана(классический вариант) или применить электрические светильники направленного действия - прожектора, фары.
Т. е. подходят любые средства, позволяющие создавать определенный набор красочных световых эффектов.

Блок усиления мощности - это усилитель(усилители) на транзисторах с тиристорными регуляторами на выходе. От параметров элементов использованых в нем зависит напряжение и мощность источников света выходного оптического устройства.

Блок управления контролирует интенсивность света, и чередование цветов. В сложных специальных установках, предназначенных для оформления сцены во время различных видов шоу - цирковых, театральных и эстрадных представлений этот блок управляется вручную.
Соответствено, требуется участие как минимум - одного, а максимум - группы операторов-осветителей.

Если блок управления контролируется непосредственно музыкой, работает по какой - либо заданной программе, то цветомузыкальная установка считается - автоматической.
Именно такого рода "цветомузыки" обычно собирают своими руками начинающие конструкторы - радиолюбители, на протяжении 50-ти последних лет.

Самая простая (и популярная) схема "цветомузыки" на тиристорах КУ202Н.


Это самая простая и пожалуй, самая популярная схема цветомузыкальной приставки, на тиристорах.
Тридцать лет назад я впервые увидел вблизи полноценную, работающую "светомузыку". Ее собрал мой однокласник, с помощью старшего брата. Это была именно эта схема. Несомненным ее достоинством является простота, при достаточно явном разделение режимов работы всех трех каналов. Лампы не мигают одновременно, красный канал низких частот устойчиво моргает в ритм с ударными, средний - зеленый откликается в диапазоне человеческого голоса, высокочастотный синий реагирует на все остальное тонкое - звенящее и пищащее.

Недостаток один - необходим предварительный усилитель мощности на 1-2 ватта. Моему товарищу приходилось почти "на полную" врубать свою "Электронику" для того, что бы добиться достаточно устойчивой работы устройства. В качестве входного трансформатора был использован понижающий тр-р от радиоточки. Вместо него можно использовать любой малогабаритный понижающий сетевой транс. Например, с 220 до 12 вольт. Только подключать его нужно наоборот - низковольтной обмоткой на вход усилителя. Резисторы любые, мощностью от 0,5 ватт. Конденсаторы тоже любые, вместо тиристоров КУ202Н можно взять КУ202М.

Схема "цветомузыки" на тиристорах КУ202Н, с активными частотными фильтрами и усилителем тока.

Схема предназначена для работы от линейного звукового выхода(яркость ламп не зависит от уровня громкости).
Рассмотрим подробнее, как она работает.
Звуковой сигнал подается с линейного выхода на первичную обмотку разделительного трансформатора. С вторичной обмотки трансформатора сигнал поступает на активные фильтры, через резисторы R1, R2, R3 регулирующие его уровень.
Раздельная регулировка необходима для настройки качественной работы устройства, путем выравнивания уровня яркости, каждого из трех каналов.

С помощью фильтров происходит разделение сигналов по частоте - на три канала. По первому каналу идет самая низкочастотная составляющая сигнала - фильтр обрезает все частоты выше 800 гц. Настройка фильтра производится с помощью подстроечного резистора R9. Номиналы конденсаторов С2 и С4 в схеме указаны - 1 мкФ, но как показала практика - их емкость следует увеличить, минимум, до 5 мкф.

Фильтр второго канала настроен на среднюю частоту - примерно от 500, до 2000 гц. Настройка фильтра производится с помощью подстроечного резистора R15. Номиналы конденсаторов С5 и С7 в схеме указаны - 0,015 мкФ, но их емкость следует увеличить, до 0,33 - 0,47 мкф.

По третьему, высокочастотному каналу проходит все что выше 1500(до 5000) гц. Настройка фильтра производится с помощью подстроечного резистора R22. Номиналы конденсаторов С8 и С10 в схеме указаны - 1000пФ, но их емкость следует увеличить, до 0,01 мкФ.

Далее, сигналы каждого канала в отдельности детектируются(используются германиевые транзисторы серии д9), усиливаются и подаются на оконечный каскад.
Оконечный каскад выполняется на мощных транзисторах, либо на тиристорах. В данном случае, это тиристоры КУ202Н.

Далее, идет оптическое устройство, конструкция и внешний которого зависит от фантазии конструктора, а начинка(лампы, светодиоды) - от рабочего напряжения и максимальной мощности выходного каскада.
В нашем случае - это лампы накаливания 220в, 60вт(если установить тиристоры на радиаторы - до 10 шт на канал).

Порядок сборки схемы.

О деталях приставки.
Транзисторы КТ315 можно заменить другими кремниевыми n-p-n транзисторами со статическим коэффициентом усиления не менее 50. Постоянные резисторы – МЛТ-0,5, переменные и подстроечные – СП-1, СПО-0,5. Конденсаторы – любого типа.
Трансформатор Т1 с коэффициентом 1:1, поэтому можно использовать любой с подходящим количеством витков. При самостоятельном изготовлении можно использовать магнитопровод Ш10х10, а обмотки намотать проводом ПЭВ-1 0,1-0,15 по 150-300 витков каждая.

Диодный мост для питания тиристоров(220в) выбирают исходя из предпологаемой мощности нагрузки, минимум - 2А. Если количество ламп на каждый канал увеличить - соответственно возрастет потребляемый ток.
Для питания транзисторов(12в) можно использовать любой стабилизированный блок питания расчитанный на рабочий ток минимум - 250 мА(а лучше - больше).

Сначала, каждый канал цветомузыки собирается в отдельности на макетной плате.
Причем, сборку начинают с выходного каскада. Собрав выходной каскад проверяют его работоспособность, подав на его вход сигнал достаточного уровня.
Если этот каскад отрабатывает нормально, - собирают активный фильтр. Далее - проверяют снова работоспособность того, что получилось.
В итоге, после испытания имеем - реально работающий канал.

Подобным образом необходимо собрать и отстроить все три канала. Подобное занудство гарантирует безусловную работоспособность устройства после "чистовой" сборки на монтажной плате, если работа проведена без ошибок и с применением "испытанных" деталей.

Возможный вариант печатного монтажа(для текстолита с односторонним фольгированием). Если использовать более габаритные конденсаторе в канале самых низких частот, расстояния между отверстиями и проводниками придется изменить. Применение текстолита с двухсторонним фольгированием может быть более технологичным вариантом - поможет избавиться от навесных проводов-перемычек.


Использование каких - либо материалов этой страницы, допускается при наличии ссылки на сайт