Дворец Лувра или Луврский дворец (palais du Louvre) — одна из главных достопримечательностей Парижа крупнейший королевский замок города. Бывшая королевская резиденция на сегодняшний день вмещает один из известнейших музеев мира — Лувр (Musée du Louvre). Королевский дворец и Музей Лувр - один из крупнейших музейных комплексов мира и является самым посещаемым на планете. Архитектурная история Луврского дворца насчитывает почти 900 лет и неотделима от истории французской столицы.

Вид на центральный фасад Луврского дворца, дополненного двумя боковыми крыльями и пятью павильонами, богато украшенными скульптурным декором.

История строительства

В 11 веке на месте нынешнего Дворца Лувр располагалась средневековая крепость, служившая надежным оборонительным сооружением. В 1190 году, для расширения крепости началось возведение двух дополнительных крепостных башен, располагавшихся на правом и левом берегу реки Сены. Одна из башен получила название «Луврская башня» (Tour du Louvre), и впоследствии была также расширена. В начале XIV века вокруг Парижа была возведена новая крепостная стена и массивное оборонное сооружение потеряло свою утилитарную функцию. Поэтому в 1317 году король Кaрл V (Charles V) приказал преобразовать крепость в новый Луврский замок - palais du Louvre, который должен был стать новой королевской резиденцией. Большая часть замка была снесена в XVI веке по приказу короля Франциска I (Françoise I), решившему построить новый королевский дворец Лувр. В 1546 году проект новой королевской резиденции представил архитектор Пьер Леско (Pierre Lescot), работа которого полностью соответствовала канонам архитектуры Ренессанса. Созданный им фасад Луврского дворца стал одним из наиболее зрелых образцов архитектуры Возрождения во всей Франции. В конце 16 века дворец был дополнен Большой галерей (Les grande galerie), соединившей королевскую резиденцию с замком Тюильри (château des Tuileries). Длина Большой галереи Лувра составляет 442 м, а само сооружение состоит из нескольких выступающих павильонов, увенчанных покатыми куполами. Расширение Луврского дворца продолжалось почти беспрерывно в течение следующих 300 лет - практически каждый новый правитель Франции стремился внести изменения в архитектуру существующей резиденции.

Особенности оформления фасада

Дворец Лувр представляет собой монументальный дворцовый комплекс, имеющий в плане форму замкнутого каре. Фасады резиденции щедро украшены декоративными скульптурами, лепниной и античными архитектурными элементами - традиционными для архитектуры Ренессанса. Западное крыло замка дополнено павильоном Марсан (Marsan pavillon), увенчанным скульптурным куполом, в основании которого находится треугольный фронтон с массивным барельефом.

Западное крыло Луврского дворца, или Крыло Леско (aile Lescot) дополнено масштабной арочной галереей на первом ярусе, двумя павильонами, а также множеством скульптур, расположенных на выступающем карнизе над галереей.

Восточный фасад Дворца Лувр украшен массивной колоннадой коринфского ордера, состоящей из сдвоенных колонн. Это проект архитектора Клода Перро (Claude Perrault), и фасад дворца носит имя зодчего - Колоннада Перро (Colonnade de Perrault). Центральное место фасада занимает треугольный фронтон с рельефом, изображающим колесницу Аполлона - образа, который король Людовик XIV (Louis XIV) считал своей аллегорией.

Крайний павильон Крыла Леско, Павильон Флоры (Flora Pavilion), увенчан массивной мансардной крышей, украшенной скульптурными полукруглыми фронтонами, дополненными статуями греческих богов.

Один из внешних фасадов Луврского дворца дополнен Триумфальной аркой, увенчанной бронзовой статуей четверки коней, которая является символом возвращения династии Бурбонов. Несмотря на то, что большинство павильонов и флигелей резиденции были возведены в разные эпохи, и являются воплощением разнообразных архитектурных стилей, основой композиции комплекса является архитектура Ренессанса и неоклассицизма. Особенно ярко это выражено в оформлении центрального фасада замка. Двухэтажное сооружение дополнено небольшим портиком с двумя ярусами сдвоенных колонн, арочные окна первого этажа декорированы полуколоннами и декоративными фронтонами, а центральный павильон увенчан небольшим полукруглым куполом.

Центральный павильон главного фасада, Павильон Сюлли (Sully pavillon), королевского дворца Лувр украшен множеством скульптурных элементов: статуями кариатид и ангелов, барельефами, а также небольшим циферблатом часов.

Характерной особенностью оформления фасадов Луврского дворца являются многочисленные барельефы, изображающие разнообразные мотивы: мифологические сюжеты, античных ораторов и мыслителей, маски античной драмы и комедии, а также рельефы с изображением французских монархов. Множество декоративных ниш украшены статуями греческих богов, а также атлетических юношей и девушек, карнизы здания декорированы скульптурными фризами с изображением цветочных или анималистических узоров.

Скульптурный декор Павильона Сюлли является квинтэссенцией архитектуры Ренессанса - множество барельефов, полуколонны коринфского ордера, скульптурные карнизы и полукруглые декоративные фронтоны.

В настоящее время Дворец Лувр (palais du Louvre) считается одной из красивейших и крупнейших королевских резиденций в мире. Здесь расположен известнейший музей с мировым именем, а сам Луврский дворец является архитектурным памятником и национальным достоянием Франции. Обилие декоративных элементов фасада здания поражает, что делает архитектуру резиденции одним из ярчайших образцов стиля Ренессанс.

Пирамида Лувра

Если Вы будете заходить в Лувр через главный вход (Пирамиду Лувра), Вам придется довольно долго стоять в очереди, однако и из этого можно извлечь плюсы. Так, во время ожидания Вы можете наслаждаться потрясающим видом на двор Наполеона с его фонтанами и пирамидами. Кроме того, у Вас будет время и на то, чтобы рассмотреть снаружи сам Лувр, поражающий своими размерами.

Попав наконец внутрь музея, за стойкой информации Вы можете взять план Лувра, на котором отмечены самые знаменитые произведения искусства. Лучше, конечно, подготовиться заранее и распечатать путеводитель с сайта музея (http://www.louvre.fr/). На сайте в разделе Visitor Trails Вы можете выбрать один из 27 предлагаемых маршрутов различной продолжительности. Самым популярным, разумеется, является маршрут Masterpieces (Шедевры) , который Вы пройдете примерно за полтора часа.

Попытки объять необъятное и охватить всю экспозицию Лувра неизменно заканчиваются крахом, ведь коллекция этого музея просто необозрима. Поэтому необходимо заранее подумать о том, какие именно произведения искусства Вы хотите увидеть. Музей делится на три крыла (Ришелье, Денон и Сюлли), которые включают в себя следующие отделы:

  • египетских древностей;
  • ассирийских и финикийских древностей (содержащий в себе самое богатое их собрание после коллекции Британского музея в Лондоне);
  • этрусских и греческих ваз (коллекция Кампаны) и погребальных урн;
  • античных мраморов (в числе которых находятся знаменитые статуи Венеры Милосской, Дианы Версальской, Боргезского гладиатора и др.);
  • скульптуры средн. веков и эпохи Возрождения (произведения Гужона, "Фонтенеблоская Диана" Б. Челлини, "Два невольника" Микеланджело и пр.);
  • новейшей скульптуры (работы Пюже, Куазево, Кусту, Гудона, Шоде, Рюда и т. д.);
  • живописи (одна из лучших картинных галерей в целом свете, заключающая в себе свыше 2000 образцовых произведений различных школ живописи);
  • оригинальных рисунков знаменитых художников;
  • гемм, эмалей и ювелирных изделий, помещающихся в так наз. "Галерее Аполлона", замечательной по своей величине, роскошной отделке, плафонам и живописным стенным панно;
  • античных бронз;
  • произведений прикладного искусства средн. веков и эпохи Возрождения;
  • этнографический музей;
  • морской;
  • гравированных медных досок (калькография) с продажей отпечатанных оттисков с них.

Самая популярная часть музея – это крыло Денон. Именно сюда устремляется большинство туристов, мечтающих хоть краем глаза взглянуть на легендарную «Джоконду» Леонардо да Винчи. Собственно, взглянуть на «Мону Лизу» только краем глаза и удастся: зал, в котором находится самая знаменитая картина в мире, забит до отказа практически в любое время суток. Огромная толпа ценителей искусства выстраивается перед шедевром Леонардо, держа в поднятых вверх руках фотоаппарат. А Мона Лиза насмешливо улыбается посетителям из-за бронированного стекла…

Кроме того, в крыле Денон также находится огромная галерея итальянской живописи, известнейшие работы французских художников XIX века и коллекция итальянской и классической скульптуры.

Многих заинтересует также крыло Ришелье, на третьем этаже которого выставлена живопись Западной и Северной Европы. Здесь можно увидеть полотна Дюрера, Вермеера. Ганса Гольбейна Младшего и многих других мэтров живописи. Этажом ниже расположена потрясающая коллекция прикладного искусства, в том числе и знаменитый зал Наполеона, поражающий роскошью своего убранства.

Крыло Сюлли привлечет в первую очередь тех, кто интересуется историей Лувра.

Шедевры Лувра

  • Визитной карточкой Лувра является знаменитая Джоконда или, как ее еще называют, . Именно к этой картине ведут все указатели, которым послушно следуют потоки туристов. Мона Лиза закрыта толстым бронированным стеклом, а рядом с ней неизменно находятся два охранника и толпы поклонников. Когда-то Джоконда приезжала в Москву, но потом руководство музея приняло решение больше никуда не вывозить эту загадочную красавицу. Так что Джокондой Вы можете полюбоваться исключительно в Лувре. Мона Лиза находится в крыле Денон в 7 зале .
  • Венера Милосская (Афродита) известна нисколько не меньше, чем предыдущая красавица. Автором Венеры считается скульптор Агесандр Антиохийский. У этой девушки непростая судьба. В 1820 году из-за нее завязался жаркий спор между турками и французами, в ходе которого статую богини бросили на землю и прекрасная скульптура разбилась. Французы собирали осколки впопыхах и… потеряли руки Венеры! Так богиня любви и красоты стала жертвой битвы за прекрасное. Между прочим, руки Венеры так и не нашли, так что эта история, возможно, еще не окончена. Безрукой красавицей можно полюбоваться в 16 зале греческих, этрусских и римских ценностей в крыле Сюлли .
  • Еще одним символом Лувра является Ника Самофракийская , богиня победы. В отличие от Венеры Милосской, эта красавица умудрилась потерять не только руки, но и голову. Археологи обнаруживали много фрагментов статуи: например, в 1950 году на Самофракии была найдена кисть богини, которая сейчас находится в застекленной витрине сразу за постаментом самой Ники. Увы, голову богини ученым так и не удалось найти. Ника Самофракийская находится в крыле Денон на лестнице перед входом в галерею итальянской живописи .
  • Еще одна статуя, являющаяся жемчужиной коллекции Лувра – это Пленник, или умирающий раб (работа Микеланджело). Мастер эпохи Возрождения известен в основном благодаря своей статуе Давида, однако эта скульптура заслуживает не меньшего внимания. Крыло Денон, первый этаж, зал №4 .
  • Статуя сидящего Рамзеса II – еще один шедевр, которым может гордиться Лувр. Эта древнеегипетская скульптура находится на первом этаже в крыле Сюлли, в 12 зале египетских древностей .
  • В Лувре также есть прекрасная коллекция памятников Мессопотамии, сердцем которой является свод законов Хамураппи , написанный на базальтовой стеле. Законы Хамураппи можно увидеть в 3 зале первого этажа крыла Ришелье .
  • В 75 зале французской живописи на первом этаже крыла Денон Вы можете увидеть картины известнейшего французского художника Жака Луи Давида, в число которых входит, пожалуй, самое знаменитое его полотно – «Посвящение императора Наполеона I» .
  • Любителям голландской живописи мы рекомендуем посетить 38 зал третьего этажа галереи Ришелье . Среди прочего, там находится знаменитая «Кружевница» кисти Яна Вермеера.
  • Через цокольный этаж крыла Сюлли Вы попадете к крепостным укреплениям старого Лувра . Здесь Вы увидите стены средневекового Лувра, которые были найдены археологами.
  • Апартаменты Наполеона III , последнего императора Франции, не могут не поразить Вас роскошью своего внутреннего убранства. Если Вам нравится стиль ампир, обязательно зайдите на второй этаж крыла Ришелье : здесь так много золота и хрусталя, что даже во рту светло!

История


Лувр был построен в конце XII века королем Филиппом-Августом. Тогда Лувр был лишь защитной крепостью, однако это сооружение век за веком подвергалось изменениям. Почти каждый король Франции считал необходимым внести что-то новое в облик Лувра. Так, в середине XVI века Франциск I, решивший сделать Лувр своей парижской резиденцией, велел своему придворному архитектору построить дворец в стиле эпохи Возрождения, а в конце XVI века король Генрих IV велел убрать остатки средневековой крепости, расширить двор и соединить дворцы Тюильри и Лувр.

В 1682 году королевский двор переехал в Версаль и Лувр пришел в запустение вплоть до Великой французской революции. В 1750 году даже начали говорить о возможном сносе дворца.

Новую жизнь в Лувр вдохнул Наполеон, возобновивший работы по строительству Лувра. Кроме того, Наполеон внес огромный вклад в расширение коллекции музея, требуя с каждой побежденной им нации своеобразную дань в виде произведений искусства. Сейчас каталог музея насчитывает около 380 тысяч экспонатов.

Туристам


Лувр находится в самом сердце Парижа, на правом берегу Сены. Наверняка Вы уже наслышаны об огромных очередях, которые ждут Вас на входе в музей, однако не стоит их бояться. Во-первых, лучше воспользоваться не главным входом через Пирамиду, возле которого неизменно толпится невероятное количество людей, а проходом через торговый центр Carrousel du Louvre. Попасть туда можно прямо через станцию метро Palais-Royal – Musée du Louvre .

Чтобы избежать большой очереди на входе, Вам придется либо прийти примерно за полчаса до открытия музея, либо уже во второй половине дня, когда поток туристов немного утихнет. Музей открыт с 9:00 до 18:00 в понедельник, четверг, субботу и воскресенье и с 9:00 до 21:45 по средам и пятницам. Вторник – выходной день .

Входной билет в Лувр стоит 12 евро. Если Вы хотите посетить не только постоянную экспозицию, но и выставки и зал Наполеона, то билет обойдется Вам в 13 евро.

Бывший королевский дворец, а ныне знаменитейший музей начинал строиться как крепость для обороны самого уязвимого места стены Филиппа-Августа. Король опасался нападения англичан, которые могли подойти к городу, поднявшись вверх по Сене. Вот в месте пересечения стены и реки для дополнительной защиты и было решено построить крепость, которую возвели к 1202 году. Новая цитадель стала именоваться Лувром, вероятно, от слова louver, обозначавшего укрепленное жилище. Впрочем, на этот счет существует множество версий.

Средневековая крепость

Стена пересекала нынешний Квадратный двор Лувра, а первая крепость, квадратная в плане, занимала юго-западную четверть этого двора. Сегодняшние масштабы того монументального сооружения, в которое с годами превратился Лувр, делают истинные размеры первой крепости чуть ли не игрушечными на фоне дворцового великолепия последующих веков. Но для своего времени это было внушительное фортификационное сооружение, настоящая средневековая твердыня. Зубчатые стены толщиной 2,5 метра с машикулями, десять круглых башен, донжон тридцатиметровой высоты (сегодняшний десятиэтажный дом) с четырехметровыми стенами, глубокий ров, наполненный водой, с контрэскарпами – все делало цитадель фактически неприступной.

План первого Лувра, наложенный на схему современных зданий и улиц

У гостей Лувра появилась замечательная возможность представить себе старинную крепость во всем ее величии. Во время раскопок были найдены основания стен и башен, и теперь посетитель музея может прогуляться вокруг них по бывшему рву в драматической полутьме.

История строительства Лувра

Как уже было сказано, Лувр поначалу имел оборонное значение и не предназначался для проживания монарха. Лишь через полторы сотни лет из королевской резиденции на Сите сюда переехал Карл V. Чтобы приспособить крепость для короля и его свиты, ее пришлось перестроить. Были прорублены окна в стенах, построены жилой корпус и парадная лестница, а все сооружение украсилось печными трубами, башенками и пинаклями. Замечательная миниатюра «Октябрь» из «Великолепного часослова герцога Беррийского» дает прекрасное представление о том, как выглядел Лувр того времени. Отметим, что вместе с королем в Лувр переехала его гигантская по тем временам библиотека из 973 книг, естественно, рукописных.

Братья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррийского.
Миниатюра «Октябрь».
1409–1416

После Карла V французские монархи долгое время предпочитали жить в замках Луары и в Париже бывали редко, отчего он несколько пришел в упадок. Возрождение города связано с именем Франциска I, который переселился сюда в начале XVI века. Дело в том, что, когда король оказался в испанском плену, парижане внесли за него бо"льшую часть выкупа. В знак благодарности монарх дал обет вернуть свою резиденцию в Париж.

Вновь королевский дворец

Франциск начал сносить старую крепость и строить новый дворец лишь незадолго до своей смерти. Крыло Леско слева от выхода из Квадратного двора во Двор Наполеона и есть самое старое из дошедших до нас зданий современного Лувра. Оно носит имя архитектора, которому Франциск I поручил в 1546 г. возведение нового дворца и который продолжил эту работу при следующем короле Генрихе II. Плод трудов Леско считается шедевром французского Ренессанса.

Павильон Леско. Гравюра Жака Андруэ дю Серсо. XVI в.

Надо сказать, что Пьер Леско как архитектор заботился не столько о выразительном соотношении масс и объемов, сколько о красоте внешних поверхностей здания. Так что заслуги в создании этого шедевра должны быть как минимум поровну разделены между ним и Жаном Гужоном, автором всего скульптурного убранства фасада.

Дальнейшая история Лувра – это история его постоянного строительства. Сначала на месте южной крепостной стены была построена реплика павильона Леско – правая часть того здания, что замыкает Квадратный двор. Затем, уже при Генрихе IV, после перерыва, связанного с религиозными войнами конца XVI века, возвели длинную галерею вдоль берега – сейчас она скрыта от взгляда посетителя. При Людовике XIII построили центральный павильон с часами и тремя арками-проходами. Он получил название Павильон Часов, а справа от него опять повторили павильон Леско. Руководил этими работами архитектор Жан Лемерсье.

Лувр. Квадратный двор. Слева – Павильон Леско, в центре – Павильон Часов

Во время правления Людовика XIV Квадратный двор закрыли со всех сторон идентичными павильонами. Нельзя сказать, что Леско оказался повторен в точности восемь раз, но все же именно его проект определил все пропорции. Тогда же построили величественную восточную колоннаду.

Восточная колоннада

Людовик XIV, Король-солнце, Париж не любил. Еще в детстве ему пришлось бежать из города, охваченного восстанием, и с тех пор он никогда не доверял парижанам. Взойдя на престол, он старался бывать в своей столице как можно реже и в конце концов переселился вместе со двором в Версаль.

Тем не менее Париж оставался главным городом королевства. И король не ставил под сомнение традиции своих венценосных предков, считавших, что лучшим выражением силы королевской власти служат грандиозные строительные проекты. Эта логика вполне понятна и сегодняшним правителям, пусть даже они не носят корону, а избираются или назначаются.

Такую политику полностью разделял первый министр короля Жан Батист Кольбер. Одной из своих задач он считал необходимость поставить изящные искусства на службу королевской власти и сделать управление ими частью государственной машины.

Кольбер хотел убить одновременно нескольких зайцев. Во-первых, Людовик XIV получал в свое подчинение прославляющих его художников – кто платит, тот и заказывает музыку. Во-вторых, результаты их деятельности служили величию Франции в Европе, утверждению ее ведущей культурной роли. В-третьих, было положено начало дошедшей до нас традиции верховенства Франции в производстве и экспорте предметов роскоши.

Архитектуре Кольбер уделял особое внимание. Он писал королю: «Ваше величество знает, что кроме славы военных побед ничто не выражает королевское величие так красноречиво, как изобильное строительство. Потомство всегда будет оценивать правителя по сооруженным в его время зданиям».

Возможно, Кольбер выражал свое искреннее мнение. Но скорее всего он просто пытался потрафить королю, у которого были две истинные страсти: строительство и война. И обе, кстати, оказались разорительными для государства. Монарх, считавший, как известно, государством себя, денег на их удовлетворение не жалел и опустошил казну настолько, что два его преемника не смогли восстановить финансовое благополучие государства. Кончились эти проблемы революцией.

В общем, несмотря на нелюбовь короля к Парижу, предложения Кольбера оставить после себя нечто грандиозное пали на благодатную почву. В частности, решено было создать новый восточный фасад Лувра, формально все еще остававшегося королевской резиденцией.

Первый министр подошел к делу ответственно. В 1664 г. он фактически устроил конкурс между лучшими архитекторами своего времени. Но всесильного министра не удовлетворили ни Луи Лево, ни Франсуа Мансар, ни даже приглашенный из Рима Джованни Лоренцо Бернини, один из лучших архитекторов своего времени. Итальянец вообще предлагал все снести и построить заново по его проекту. К тому же каждый искал протекции при дворе, отчего Кольбер оказался втянут в многочисленные интриги.

Чтобы с этим покончить, Кольбер потребовал от архитекторов разработать совместный проект. К тому времени Лево уже был занят строительством в Версале, и потому основная заслуга в разработке финального проекта принадлежала Клоду Перро, архитектору-любителю, врачу и старшему брату знаменитого сказочника Шарля Перро.

Получился шедевр мировой архитектуры и одно из высших воплощений французского классицизма. Непревзойденное ощущение величия достигнуто, несмотря на крайне скромное использование архитектором всяческих украшательств. Перро не нуждался в роскоши отделки. Как известно, строит богато тот, кто не умеет строить красиво. Эффектный ритм и точно найденные пропорции – вот что делает восточную колоннаду Лувра по-королевски великолепной.

Лувр. Восточная колоннада

В дальнейшей истории мировой архитектуры зодчие не раз опирались на соотношения, найденные Перро. Например, расхожей формулой для парадных зданий стал гигантский ордер, водруженный на высокий, но относительно скромный нижний этаж. Бесчисленные цитирования этого приема можно встретить по всему миру. Вспомните, например, архитектурное обрамление арки Генштаба напротив Зимнего дворца на Дворцовой площади или Таврический дворец в том же Санкт-Петербурге.

Арка Генерального штаба. Санкт-Петербург

Как это часто бывает, сегодня трудно оценить новаторские приемы того времени. Современники же отмечали, например, отсутствие аттиков и высоких крыш, столь характерных для всей предшествовавшей французской архитектуры и ведущих свое происхождение от средневековых башен. Правда, Перро предполагал выстроить их над боковыми павильонами, но вначале помешала банальная нехватка денег, а позже и сама идея стала восприниматься как старомодная.

В новинку было и смелое использование выдвинутых вперед колонн, поскольку архитекторы барокко предпочитали либо пилястры, либо полуколонны. Не­обычным казалось и их расположение парами, что позволило зодчему добиться широких проемов между ними. Для хорошего освещения внутренних помещений окна можно было сделать большими.

Перро блестяще решил непростую задачу ритмической организации длинного фасада. Он выглядит цельным, даже единообразным, но никак не монотонным. Ритм сдвоенных колонн подхватывают колонны центрального и пилястры боковых павильонов, а их фасадные стены, выдвинутые вперед, контрастируют со стеной самой колоннады, что придает фасаду особую пластическую глубину. Это не плоская стенка, отгораживающая здание, а сложная объемная конструкция.

Как обычно, недостатки здания стали продолжением его достоинств. Сложная пластическая разработка фасада привела и к уменьшению размеров внутренних помещений, «съеденных» пространством за колоннадой, и к удорожанию строительства.

Однако в целом у Перро получилось убедительно выразить несгибаемую мощь французского абсолютизма. Можно сказать, что гигантский и несколько холодный фасад, к тому же не слишком соразмерный человеку, выражает и бездушие бюрократического государства. Что ж, в очередной раз архитектура оказалась ярким воплощением духа эпохи.

Надо отметить, что, пока колоннада строилась, король окончательно переселился в Версаль и совершенно охладел к Лувру и Парижу. Поэтому много лет восточный фасад дворца был своего рода декорацией, за которой прятались недостроенные здания, многие даже без крыши. Только в XIX веке эта часть Лувра была наконец завершена.

Двор Наполеона

Двор Лувра, открытый на запад, в сторону Триумфальной арки и маркированный в центре пирамидой, называется Двором Наполеона. Это великолепный пример тактичного обращения со стариной без рабского ей подражания. Эктор Мартин Лефюэль, завершивший строительство Двора Наполеона в середине XIX в., в основных чертах воспроизвел архитектурные особенности павильонов Леско и Часов, но все же трактовал их по-своему. Пилястры уступили место свободно стоящим колоннам, появились аркады, едва ли не все «свободное» место было отдано под скульптурные украшения. 70 статуй посвящены памяти великих людей Франции: Абеляру, Вольтеру, Пуссену, Рабле... Есть среди них и государственные деятели (Ришелье, Кольбер, Мазарини), и ученые (Декарт, Лопиталь, Лавуазье).

Лувр. Общий вид. На дальнем плане – Квадратный двор,
в центре – двор Наполеона, на переднем плане – площадь Карузель с одноименной аркой

Но все это великолепие едва ли не затмила собой знаменитая пирамида Лувра. Она подверглась яростной критике во время строительства и до сих пор популярна скорее у приезжих и дилетантов, чем у парижан и профессионалов, носителей высокого художественного вкуса. Если кажется, что страсти улеглись, то лишь потому, что о Париже мы знаем в основном по путеводителям, а их задача потрафить клиенту и расхвалить все достопримечательности. Специалисты же по-прежнему морщат нос.

«Лувр и так задыхается от посетителей и зачем же создавать для них приманку? Зачем превращать Лувр в аттракцион? Недаром в знак протеста против стеклянных пирамид директор Лувра Андре Шабо подал в отставку. Хорошо, когда невежественный турист обходит стороной Лувр и с энтузиазмом лезет на Эйфелеву башню, которая именно для того и построена», – считает, например, профессор исторического факультета МГУ Елена Федорова, автор отличной книги «Париж. Века и люди».

Лувр. Двор Наполеона

С другой стороны, заманить невежественного туриста в Лувр – означает сделать его хоть чуть-чуть более «вежественным»... А это ли не благородная задача?

Художественную ценность пирамиды мы уже отстаивали (см. «Искусство» № 1/2006), так что повторяться не будем. Напомним лишь, что она сделала ансамбль Лувра завершенным, как бы сцементировала собой его геометрию и оформила, организовала пространство двора.

Дворец Тюильри

Два угловых павильона, которыми заканчиваются здания Лувра, некогда соединял трехэтажный дворец, построенный в тех же пропорциях. Он назывался Дворцом Тюильри и стоял здесь до 1871 г., когда был сожжен коммунарами, – разрушительная сила коммунистических революций уже тогда превосходила созидательную.

В 1564 г. его начала строить Екатерина Медичи, вдова убитого на турнире Генриха II, которая не хотела жить там, где все напоминало о погибшем муже. Тогда же дворец получил свое название, поскольку был построен на месте фабрики по производству черепицы (фр. tuile ). Здесь жил Людовик XIV, пока строился его любимый Версаль, а в 1789 г. революционные массы заставили вернуться сюда из того же Версаля его прапраправнука Людовика XVI. Тремя годами позже разгоряченная толпа штурмовала Тюильри, желая королевской крови. Находившийся под защитой лишь своих швейцарских гвардейцев Людовик XVI попытался задобрить восставших. Он отдал приказ не применять против них оружия, после чего скрылся, оставив своих защитников на растерзание бунтовщиков.

Погибли все, и до сих пор швейцарцы ждут от Франции хоть какого-нибудь знака памяти своим соотечественникам, до конца исполнившим свой долг. Пока достойно откликнулся лишь Виктор Гюго: «Прекрасно, что нация, которая первой в Европе пролила кровь за рождающуюся свободу, последней пролила ее за умирающую монархию».

А королю его трусость дала лишь короткую отсрочку: он был казнен через 195 дней.

Сейчас вполне серьезно обсуждается проект восстановления Дворца Тюильри. Застройщики потирают руки в преддверии выгодного заказа, власти мечтают о новой приманке для туристов, и все дружно отмахиваются от ученых консерваторов. А их аргументы просты: застройка исторического центра сложилась, дворец перекроет главную из Больших осей и навсегда останется новоделом.

Лувр (Париж) - подробная информация о музее с фото. Режим работы Лувра, планы (схемы) и коллекции музея, где купить билеты, официальный сайт.

Музей Лувр в Париже

Лувр - художественный музей в Париже , один из самых знаменитых и больших музеев мира, который ежегодно посещают около 10 млн. человек.

Первоначально здание дворца Лувра - это оборонительная крепость в низовьях Сены, превратившаяся впоследствии в один из главных королевских резиденций.

Лувр был основан в 1793 году. Музей представляет собой 73 000 кв. метров произведений искусства от времен Средневековья до середины 19 века, а также античных времен. В нем хранится около 35 000 экспонатов, некоторым из которых 7 000 лет.

В непосредственной близости от Лувра расположен сад Тюильри - один из крупнейших и старейших парков центра Парижа. Замечательный образец ландшафтного искусства и музей скульптур под открытым небом, а также отличное место для отдыха и релаксации в сердце большого города.

Отделы Лувра

Лувр разделен на 8 отделов:

  • Отдел египетских древностей
  • Отдел греческих, этрусских и римских древностей
  • Отдел восточных древностей
  • Отдел искусства исламских стран
  • Отдел живописи
  • Отдел скульптур
  • Отдел графики
  • Отдел предметов искусства

Коллекции

  1. Искусство Древнего Ближнего Востока (7500 год до н.э. - 500 год н.э.) - экспонаты, найденные в ходе археологических раскопок, распределены по географическому признаку (территория современных Ирана, Ирака, Сирии, Турции и т.д.). Собрание включает элементы отделки дворцов и храмов, статуи, таблички с надписями и предметы роскоши и знакомит с одним из первых очагов великих цивилизаций. Уровень 0 - крыло Ришелье и крыло Сюлли
  2. Искусство Древнего Египта (4000 - 30 гг. до н.э.) - скульптурные и живописные произведения, фрагменты храмов и гробниц, ритуальные и обиходные предметы из долины Нила - от Египта до Судана - представлены в рамках тематической экспозиции (уровень 0), а также в рамках хронологической экспозиции от конца доисторического периода до установления римского господства (уровень 1). Уровни 0 и 1 - крыло Сюлли
  3. Искусство Древней Греции (6500 - 30 гг. до н.э.) - экспозиция, расположенная на уровнях -1 и 0, строится по хронологическому принципу и отражает развитие древнегреческого искусства от конца доисторического периода до установления римского господства. На уровне 1 представлена материальная культура Древней Греции и Древнего Рима (предметы из бронзы, золота и серебра, керамики, стекла). Уровни -1, 0 и 1 - крыло Денон и крыло Сюлли
  4. Искусство Древнего Рима (100 г. до н.э. - 500 г. н.э.) - на уровне 0, вокруг дворика французской королевы Анны Австрийской (1615-1643), собрание представлено в хронологическом порядке от конца Римской республики до падения Римской империи. На уровне 1 представлена материальная культура Древней Греции и Древнего Рима. Уровни 0 и 1 - крыло Денон и крыло Сюлли
  5. Искусство Древней Италии и Этрурии (900 - 200 гг. до н.э.) - скульптуры, вазы, саркофаги, оружие, украшения, предметы внутренней обстановки - как правило, найденные в гробницах - дают представление о цивилизациях, предшествовавших римлянам на территории современной Италии в первом тысячелетии до н.э. Уровень 0 - крыло Денон
  6. Искусство Ближнего Востока и Египта (30 г. до н.э. - 1800 г. н.э.) - мозаики, воспроизведенные церковные интерьеры, живописные портреты, глиняные изделия и предметы роскоши дают возможность ознакомиться с искусством Восточного Средиземноморья, в период со времен Римской империи до эпохи мусульманских завоеваний. Этот ряд продолжает искусство христианских общин Египта и Судана эпохи Средневековья и Новой истории. Уровни -2 и -1 - крыло Денон
  7. Искусство исламского мира (700-1800 гг.) - предметы из керамики, стекла и дерева, миниатюры, ковры и парадное оружие, представленные в хронологическом порядке от возникновения ислама до XVIII в., отражают великолепие цивилизации, простиравшейся от Испании до Индии. Уровни -2 и -1 - крыло Денон
  8. Скульптура / Франция (500-1850 гг.) - расположенная вокруг внутренних двориков Марли и Пюже, в которых представлены садовые скульптуры XVII-XIX вв., хронологическая экспозиция охватывает период от Средневековья до эпохи романтизма и знакомит с творчеством крупнейших французских скульпторов, таких как Гужон, Кусту, Пигаль, Гудон или Бари. Уровни -1 и 0 - крыло Ришелье
  9. Скульптура / Европа (500-1850 гг.) - европейская скульптура представлена географически: Италии и Северной Европе посвящены хронологические экспозиции на двух уровнях, где можно увидеть творения Донателло, Микеланджело, Кановы и др. В отдельном зале расположены образцы испанской скульптуры. Уровни -1 и 0 - крыло Денон
  10. Живопись / Франция (1350-1850 гг.) - самое полное в мире собрание французской живописи представлено в хронологическом порядке и включает картины таких мастеров, как Пуссен, Жорж де ла Тур, Ватто, Фрагонар, Энгр, Коро и др. Монументальные полотна XIX в. (Давид, Делакруа) выставлены на уровне 1 в крыле Денон. Уровень 2 - крыло Ришелье и крыло Сюлли / уровень 1 - крыло Денон
  11. Живопись/ Северная Европа (1350-1850 гг.) - живопись Северной Европы представлена в хронологическом порядке, а также в соответствии с географическими очагами культуры: Фландрия, Германия, Нидерланды и т.д. Посетители смогут увидеть шедевры Ван Эйка, Брейгеля, Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта, Вермеера. Уровень 2 - крыло Ришелье
  12. Живопись / Италия (1250-1800 гг.) - собрание итальянской живописи, одно из богатейших в мире, выставлено в Квадратном Зале, в Большой Галерее и в прилегающих залах. Картины представлены в хронологическом порядке и в соответствии с географическими очагами культуры. Среди них - шедевры Фра Анжелико, Ботичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Караваджо и др. Уровень 1 - крыло Денон
  13. Живопись / Испания (1400-1850 гг.) - экспозиция располагается в небольших помещениях вокруг центрального зала с монументальными полотнами. Собрание представлено в хронологическом порядке с XV по XIX в. и включает творения таких знаменитых живописцев, как Эль Греко, Сурбаран, Рибера, Мурильо, Гойя. Уровень 1 - крыло Денон
  14. Живопись / Великобритания / Соединенные Штаты (1550-1850 гг.) - собрание британской и американской живописи Лувра состоит главным образом из портретных и пейзажных полотен. Представлены такие художники, как Гейнсборо, Уэст, Реберн, Лоуренс, Тёрнер и Констебль. Уровень 1 - крыло Денон
  15. Декоративное искусство / Европа (500-1850 гг.) - представленная хронологически от Средневековья до середины XIX в. коллекция предметов роскоши (ювелирные украшения, оружие, гобелены, изделия из стекла, керамика, художественная эмаль, изделия из золота, серебра и бронзы, драгоценные камни и сокровища француской короны, предметы внутренней обстановки), а также воссозданные интерьеры отражают высокий уровень прикладного искусства, развивавшегося, в частности, благодаря королевским заказам. Уровень 1 - крыло Ришелье, крыло Сюлли, крыло Денон
  16. Рисунки, гравюры, эстампы / Европа (1350-1850 гг.) - это богатейшее в мире собрание выставляется частями, поочередно, по причине чувствительности экспонатов к свету. На временных выставках можно увидеть рисунки, гравюры, эстампы, пастели, акварели, а также рукописи величайших европейских художников. Уровень -1 - крыло Сюлли (Ротонда Сюлли)
  17. Искусство народов Африки, Азии, Океании и Америки (700 г. до н.э. - 1900 г. н.э.) - собрание, включающее в себя около ста шедевров из коллекции Музея на набережной Бранли, представлено географически. В этом отделе можно увидеть выдающиеся произведения ряда внеевропейских цивилизаций доколумбовой Америки, Африки, Юго-восточной Азии, Океании. Уровень 0 - крыло Денон

Павильон Часов: ознакомление с Лувром - предваряет осмотр коллекций и знакомит с историей дворца и музейного собрания. Вокруг руин средневекового замка представлен процесс постепенного превращения дворца в музей. Далее, на уровне 1, избранные произведения позволяют оценить разнообразие коллекций. Уровень 2 посвящен современной жизни музея. Этот ознакомительный маршрут был назван в честь Его Королевского Высочества шейха Заида бен Султана Аль Нахайяна, основателя Объединенных Арабских Эмиратов, в знак благодарности за неоценимую поддержку, оказанную музею Объединенными Арабскими Эмиратами.

Малая Галерея - здесь можно научиться лучше понимать художественные произведения и почерпнуть знания в области истории искусства и различных
художественных техник. Каждый год предлагается новая тема, которая становится отправной точкой для ознакомления с коллекцией музея.

Планы Лувра







План Лувра на русском языке - скачать в PDF

Правила посещения

  1. Соблюдать тишину.
  2. Запрещено принимать пищу и пить спиртные напитки.
  3. Запрещено фотографировать со вспышкой. Некоторые экспозиции вообще запрещено снимать.

Официальный сайт


Режим работы Лувра

Музей Лувра работает ежедневно, кроме вторника, с 9.00 до 18.00 Залы закрываются в 17.30. Внимание, музей не работает 1 мая и 25 декабря.

В среду и пятницу музей работает до 21.45

Стоимость билетов и где их купить?

Стоимость билета в Лувр - 15 евро. В среду и пятницу после 18.00 молодежь (до 26 лет) может попасть в музей бесплатно. Для этого нужно только удостоверение личности.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Самый знаменитый музей планеты, символ Парижа, гордость Франции... все верно - это Лувр. А еще... представьте себе 22 футбольных поля разом; заполните это пространство десятками тысяч скульптур, картин, ювелирных украшений, образцов керамики и декора - словом всем, что произвело человечество за последние 5 тыс. лет; вообразите, что каждый день по этой территории проходят маршем две пехотные дивизии (25-30 тыс. человек). Так вот - это тоже Лувр.

Почему Лувр стоит посетить

Почти 10 млн людей ежегодно стремятся в Лувр не только ради Моны Лизы и Венеры Милосской. Музей предлагает для осмотра 35 000 полотен, статуй, фресок, гравюр, эстампов. И это лишь малая часть: всего в фондах музея их треть миллиона (картина в среднем экспонируется три месяца, а затем отправляется в запасник во избежание порчи - атмосфера в публичных залах вредит сохранности полотен). Если вы сильны, выносливы и готовы потратить на осмотр до 10 часов - каждому экспонату достанется не более секунды вашего времени. Отсюда логичный вывод: планировать осмотр нужно заранее (и заодно расстаться с идеей осмотреть все).

Конечно, поход в музей не полярная экспедиция, но тщательная подготовка все-таки очень желательна. И начинается она с выбора целей.

Хотя в экспозициях Лувра в основном соблюдаются «хронологические» и «национальные» принципы, есть и многочисленные исключения. Дело в том, что коллекции, переданные в дар Лувру, выставляются целиком - из уважения к дарителям. Посему не удивляйтесь, если картины любимого художника вам-таки придется «вылавливать» по одной.

Вот основные разделы музея:

  • Древний Восток (искусство и культура Ирана, Мессопотамии и Леванта. В этой коллекции находится стела с высеченными законами Хаммурапи - самый древний памятник правовому государству);
  • Древний Египет (включая эллинистический и римский периоды. За всемирно известным сфинксом - сюда);
  • Древние Греция и Рим (здесь же экспонируется этрусская коллекция памятников - аналогов ей в мире просто нет);
  • Искусство ислама (сравнительно новая коллекция, открытая для публики лишь в 2003 г.);
  • Скульптуры (почти необъятное собрание французских и итальянских статуй - от 6 до середины 19 веков);
  • Декоративно-прикладное искусство (посуда, мебель, гобелены, ювелирные украшения и опять-таки скульптуры - например, знаменитая конная статуя Карла Великого);
  • Графическое искусство: рисунки, гравюры, эстампы... словом, все то, что не писалось маслом или акварелью по холсту (самая обширная коллекция музея);
  • Живопись: помимо всем известной Джоконды - еще 4 картины Леонардо да Винчи, а также полотна Рафаэля, Тициана, Корреджо, Эль Греко, Гойи, Делакруа и сотен других (всего около 6 тыс. экспонатов).

Как не заблудиться в Лувре

Прежде всего, нужно раздобыть поэтажный план. Это несложно, его бесплатно раздают на каждом входе - главное, на эмоциях не забыть о нем. Если же по какой-то причине разжиться шпаргалкой не удалось, вот несколько советов:

Античные залы (плюс Восток и Египет) в основном занимают первый этаж, живопись и прикладное искусство - второй и третий.

Французские произведения искусства (опять-таки в основном) сосредоточены в северном крыле Лувра («крыло Ришелье»), итальянские, включая Джоконду, - в южном («крыло Деон», второй этаж).

Помимо трех надземных этажей, есть и четвертый - цокольный. Его почти не посещают туристы. А зря! Ведь именно там еще можно увидеть сохранившуюся часть «старого Лувра» - фрагменты стен крепости 12 столетия. И не только увидеть, но и прикоснуться к ним.

Не забывайте о том, что французы именуют этажи иначе, чем мы. Первый этаж во Франции - «ре-де-шоссе» (rez-de-chaussée на указателях), первый этаж - наш второй и т. д.

«Мадам, же шерш Карусель», или как попасть в Лувр без очереди

Вход через стеклянную пирамиду потому и назвали центральным, что он не единственный. Если вы заранее приобрели билет , то можете воспользоваться отдельным входом: он расположен напротив пирамиды в проходе к Пале-Роялю - просто держите курс в сторону Риволи. Если же билеты заранее не куплены, а тратить время на очередь не хочется, выход все равно есть: попасть в Лувр можно через нижний этаж торгового центра Caroussel du Louvre. Если заблудились, просто скажите любому прохожему: «Же шерш Карусель дю Лувр, силь ву пле» - вам обязательно помогут.

8 достопримечательностей Парижа, которые можно посетить бесплатно:

О неизбежном

Даже если захотите, Джоконды вам почти наверняка не миновать - все указатели Лувра настойчиво указывают путь к ней. Место экспозиции вы тоже наверняка определите сразу - по огромной толпе в зале.

Люди теснятся у картины всегда, и бессмысленно ждать конца наплыва - придется смотреть так. После нескольких попыток вандализма Джоконду укрыли бронестеклом, отсюда выстраданный совет - становитесь точно напротив, иначе вместо картины вы будете любоваться бликами. Также не надейтесь долгое время стоять перед Джокондой - в зале дежурит охранник, который следит за тем, чтобы одни посетители не задерживали других. Впрочем, не исключено, что Мона Лиза захочет улыбнуться именно вам - ведь для этого хватит и секунды.

Практическая информация

Адрес: Palais Royal, Musée du Louvre, 75001.

Как добраться: рейсовыми автобусами №№ 21, 27, 39, 48, 68, 69, 72, 76, 95 или туристическими автобусами Open Tour. Можно и на метро: станция Palais Royal - Musee du Louvre на 1 или 7 ветке. Можно и по Сене, на прогулочных теплоходах Batobus (5 минут пешком от причала).

Время работы: понедельник, четверг, суббота, воскресенье - с 9:00 до 18:00; по средам и пятницам - с 9:00 до 21:45. Музей закрыт по вторникам, а также 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Вход: для взрослых - 17 EUR, до 18 лет - бесплатно. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.